Судья: Корогодина Е.В. Дело № 33-5400/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2013 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М. и Желонкиной Г.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимировой Т.А. и Аганова А.К., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее - УФМС) о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение единовременного пособия на обустройство и возложении обязанности осуществить выплату пособия на обустройство
по апелляционной жалобе УФМС на решение Фрунзенского районного суда
г. Саратова от 13 июня 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Владимировой Т.А. и членами ее семьи Агановым А.К. и ФИО1 право на получение единовременного пособия на обустройство, выплачиваемого в порядке и размере, установленном законодательством, а именно Правилами осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, в редакции Постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 270, при условии ее обращения в соответствующий орган в установленном законом порядке.
В остальной части в удовлетворении иска отказать»,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя УФМС Красновой А.А. по доверенности от <дата>, поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела,
установила:
Владимирова Т.А. и Аганов А.К., действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к УФМС о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение единовременного пособия на обустройство и возложении обязанности осуществить выплату пособия на обустройство Владимировой Т.А. в размере <... рублей> и членам ее семьи Аганову А.К. и ФИО1 по
<... рублей> каждому. В обоснование своих требований указали, что
Владимирова Т.А. была поставлена на учет в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, о чем имеется свидетельство серии №. В связи с изложенным
Владимирова Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременного пособия на обустройство, однако в устной форме сотрудником УФМС ей было сообщено об отказе в выплате испрашиваемого пособия. Истцы посчитали такой отказ незаконным, в связи с чем обратились в суд с соответствующим иском.
Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УФМС ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что суд первой инстанции признал за Владимировой Т.А. и членами ее семьи право на получение единовременного пособия на основании Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, в редакции Постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 270, однако указанный нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на отношения, возникшие с
01 января 2013 года. Следовательно, Владимирова Т.А. и члены ее семьи, приобретшие свой статус <дата> 2011 года, то есть до 01 января 2013 года, и не обратившиеся в установленном порядке в органы ФМС России до указанной даты, не имеют права на выплату пособия на обустройство. Кроме того, Владимирова Т.А. с заявлением о выплате пособия на обустройство в установленном законом порядке не обращалась.
Представитель УФМС Краснова А.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
На заседание судебной коллегии истцы Владимирова Т.А. и Аганов А.К., действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В силу ст. 13.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее - Закон № 99-ФЗ) органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 99-ФЗ соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (ч. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ)
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 99-ФЗ цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Указом Президента РФ от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» Государственная программа была изложена в новой редакции.
В силу п. 2 Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 года № 1289 свидетельства участников Государственной программы, выданные до 1 января
2013 г., действительны до 1 января 2015 г. За участниками Государственной программы, которым свидетельство участника Государственной программы выдано до 1 января 2013 г., и членами их семей на период с 1 января 2013 г. до 1 января
2015 г. сохраняется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной категории территории вселения и в объемах, установленных Государственной программой по состоянию на 30 декабря 2012 г. (в редакции Указа Президента РФ от 14 июня 2013 года № 565).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 666 «О выплате пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которым свидетельство участника Государственной программы выдано до 1 января 2013 г.» установлено, что Федеральная миграционная служба вплоть до 1 января 2015 г. должна обеспечить осуществление выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которым выдано свидетельство участника Государственной программы до 1 января 2013 г., и членам их семей единовременно в соответствии с правилами и в размерах, которые действовали до 31 декабря 2012 г.
Из материалов дела следует, что Владимирова Т.А. и члены ее семьи
- Аганов А.К. и несовершеннолетний ФИО1 являются участниками Государственной программы, получившими свой статус <дата> 2011 года. Следовательно, вопрос о получении ими государственных гарантий и социальной поддержки должен разрешаться в соответствие с Государственной программой в редакции, действующей на 30 декабря 2012 года.
Согласно разделу V Государственной программы (в редакции, действующей на 30 декабря 2012 года) участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета подъемных. Подъемные - пособие на обустройство участников Государственной программы - денежные выплаты, предоставляемые участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства. Порядок выплаты подъемных определяется Правительством Российской Федерации (раздел II Государственной программы).
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы до 01 января 2013 года был регламентирован Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года № 7.
Согласно п. 3 указанных Правил для получения пособия участник Государственной программы представляет в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту регистрации заявление о выплате пособия (на русском языке) по форме, устанавливаемой Федеральной миграционной службой, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, и свидетельства участника Государственной программы.
Заявление представляется участником Государственной программы лично.
Датой подачи заявления считается день предъявления документов, необходимых для решения вопроса о назначении пособия.
Порядок регистрации заявлений определяется Федеральной миграционной службой.
Решение о выплате пособия принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника Государственной программы в течение 15 дней с даты подачи им заявления (п. 4 Правил).
На правоотношения, возникшие после 01 января 2013 года, распространяются Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 года
№ 270.
В соответствие с п. 9 указанных Правил для получения пособия участник Государственной программы подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту регистрации заявление о выплате ему и (или) членам его семьи пособия (на русском языке).
В заявлении, в том числе, указываются реквизиты счета, открытого получателем пособия в кредитной организации. Вместе с заявлением представляется свидетельство участника Государственной программы и документы, удостоверяющие личность участника Государственной программы и личность членов его семьи.
Заявление представляется участником Государственной программы лично. Датой подачи заявления считается дата его регистрации в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника Государственной программы.
В случае если участник Государственной программы не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы через его законного представителя. В этом случае подлинность подписи участника Государственной программы должна быть нотариально заверена.
Форма заявления и порядок его рассмотрения устанавливаются Федеральной миграционной службой.
Решение о выплате участнику Государственной программы и (или) членам его семьи пособия принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение 15 дней со дня подачи участником Государственной программы заявления (п. 11 Правил).
Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от
04 июля 2007 года № 145 утверждена Инструкция по организация работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно п. 4 Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции. Заявление предоставляется участником Госпрограммы лично.
Заявление участника Госпрограммы о выплате единовременного пособия на обустройство регистрируется в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции. К заявлению о выплате единовременного пособия на обустройство прилагаются копии документов, удостоверяющих личность участника Госпрограммы, и свидетельства участника Госпрограммы (пп. 5, 6 Инструкции).
Решение о выдаче единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода в размере, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 7 и N 8, принимается комиссией, созданной приказом начальника (руководителя) территориального органа ФМС России в срок, не превышающий 15 дней с подачи заявления, оформляется протоколом и утверждается начальником (руководителем) территориального органа ФМС России или его заместителем и заносятся в журнал регистрации учета заявлений (соответственно в журнал регистрации учета заявлений на выплату единовременного пособия на обустройство и в журнал регистрации учета заявлений на выплату ежемесячного пособия при отсутствии дохода).
Уведомление о принятом решении должно быть направлено заявителю в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения (п. 11 Инструкции).
Таким образом, право на получение единовременного пособия на обустройство носит исключительно заявительный характер и возникает только при личном обращении участника Государственной программы с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Владимирова Т.А. в УФМС с письменным заявлением о выплате ей и членам ее семьи Аганову А.К. и ФИО1 единовременного пособия на обустройство, оформленным в соответствие с предъявляемыми требованиями, не обращалась ни до 01 января 2013 года, ни после указанной даты. Следовательно, вопрос о выплате истцам единовременного пособия на обустройство УФМС до рассмотрения спора судом не разрешался, никакого решения не принималось.
При таких обстоятельствах нарушения каких-либо прав истцов со стороны УФМС не установлено.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок, то есть защите подлежит нарушенное или оспариваемое право.
Учитывая характер заявленных истцами требований, суд первой инстанции необоснованно и преждевременно признал право за Владимировой Т.А. и членами ее семьи право на выплату единовременного пособия на обустройство.
Формулируя подобным образом резолютивную часть оспариваемого постановления, районный суд предвосхитил решение органа УФМС, подлежащее принятию в случае обращения истца с заявлением и рассмотрения вопроса о выплате такого пособия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворения требований истцов о признании за ними права на выплату единовременного пособия в связи с неправильным применением судом норм материального права и норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) и считает возможным вынести по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленного истцами требования.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Владимировой Т.А. и Аганова А.К., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о признании незаконным отказа УФМС в выплате единовременного пособия на обустройство и возложении обязанности на УФМС осуществить выплату пособия на обустройство кем-либо из лиц, участвующих в деле, не оспорено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 13 июня 2013 года в части признания за Владимировой Т.А. и членами ее семьи Агановым А.К. и ФИО1 права на получение единовременного пособия на обустройство, выплачиваемого в порядке и размере, установленном законодательством, а именно Правилами осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, в редакции Постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 270, при условии ее обращения в соответствующий орган в установленном законом порядке, отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении искового требования Владимировой Т.А. и Аганова А.К., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области о признании права на получение единовременного пособия на обустройство отказать.
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: