Дело № 2-110/2015
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
при секретаре судебного заседания Ефимовой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Евграфовой Г.А. к Никандрову В.В. о государственной регистрации договора купли-продажи садового дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Евграфова Г.А. обратился в суд с иском к Никандрову В.В. о вынесении решения о государственной регистрации договора купли-продажи садового дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ она (Евграфова Г.А.) купила, а ответчик Никандров В.В. продал садовый домик с земельным участком, расположенные в коллективном садовом товариществе <данные изъяты>, участок №. Однако, в силу юридической неграмотности данный договор купли-продажи не был зарегистрирован в установленном законом порядке в регистрационной службе. Она неоднократно обращалась к ответчику Никандрову В.В. с просьбой вместе обратиться в Управление для регистрации договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Но, ответчик Никандров В.В. отказывается регистрировать сделку и просил его не беспокоить по этому поводу. Она направила в адрес ответчика письмо с предложением ДД.ММ.ГГГГ явиться с регистрационную палату для регистрации договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Указанное письмо было получено ответчиком лично, но к указанному времени, он не явился. Со ссылкой на статьи 165 и 551 ГК РФ просит вынести решение о государственной регистрации договора купли-продажи садового домика и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Евграфова Г.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
Ответчик Никандров В.В. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не известил, отзыва (возражения) на иск не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд в целях своевременности рассмотрения дела и с согласия истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, по материалам, имеющимся в деле в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы истца Евграфовой Г.А., изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 76 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном ст.ст. 12-18 данного Кодекса. Земельные участки, предоставленные для коллективного садоводства, использовались в соответствии с уставом садоводческого товарищества (ст. 77). Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов (ст. 18).
С учетом того, что закрепление земельного участка осуществлялось не в отношении конкретных садоводов, а в отношении садоводческого товарищества в целом, последующее распределение земельных участков между садоводами происходило на основании решений общего собрания при приеме граждан в члены садоводческого товарищества.
Из материалов дела следует, что на основании решения исполкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об озеленении оврага за переулком <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>):
1.. Организация выделен земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенный в овраге за мехмельницей и сапоговаляльным цехом <адрес>, для использования под коллективные сады для работников комбината бытового обслуживания.
2. Организация 2 земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенный в овраге за территорий <адрес> для использования для коллективные сады для работников южных электрических сетей.
3. Разрешить членам коллективных садов работников Организация и Организация 2 присоединиться к садоводческому обществу «<данные изъяты>.
В списках членов коллективного садоводческого товарищества «<данные изъяты>» (л.д.<данные изъяты>) значится Никандров В.В., в пользовании которого находится земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.<данные изъяты>).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет кадастровый номер №, разрешенное использование: для садоводства. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, правообладатель также не определен.
Информация в отношении коллективного садоводческого товарищества <данные изъяты>» в Межрайонной инспекции <данные изъяты> и в администрации М.О. отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ между Никандровым В.В. и Евграфовой Г.А. заключен договор о передаче денег и соглашение о передаче садового участка в собственность (л.д. <данные изъяты>), по условия которого Евграфова Г.А. передала ДД.ММ.ГГГГ Никандрову В.В. деньги в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (ст. 551 ч.3 ГК РФ).
В силу ст. 164 ч.1 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с указанным законом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике право собственности Никандрова В.В. на земельный участок № и садовый домик в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с ч.2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 8 ч.2 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ч.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает лишь с момента государственной регистрации такого права.
В соответствии со ст. 223 ч.2 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
На основании ст. 165 ч.3 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент составления договора купли-продажи, требовало обязательной государственной регистрации, как самого договора, так и перехода права собственности на объект недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 13 ч.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
По смыслу закона в случае вовлечения объекта недвижимости в гражданский оборот предшествующая регистрация права на него обязательна. Между тем, из материалов дела следует, что свое право собственности на спорное имущество продавец по договору Никандров В.В. не зарегистрировал.
Поскольку продавцом недвижимости Никандровым В.В. право собственности на продаваемый объект не было зарегистрировано в установленном законом порядке, то сделка, на которую ссылается истец, не может привести к возникновению права собственности у него на это недвижимое имущество. Негативные последствия отсутствия регистрации права продавца на объект недвижимости невозможно преодолеть путем применения положений ст.ст. 165 и 551 ГК РФ о регистрации перехода права собственности по решению суда.
Согласно ст. 168 сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна независимо от признания или непризнания ее недействительной судом. Такая сделка не влечет никаких правовых последствий, потому проводить анализ содержания договора не имеет смысла. При изложенных обстоятельствах оснований для регистрации, как договора купли-продажи, так и перехода права собственности не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Евграфовой Г.А. к Никандрову В.В. о государственной регистрации договора купли-продажи садового дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Архипов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.