Решение по делу № 3-28/2015 (3-162/2014;) от 23.10.2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2015 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Железном А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-28/15 по административному исковому заявлению Лихачевой Валентины Петровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Лихачева В.П. обратилась в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:08:040359:14, расположенного в Истринском районе Московской области.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает ее (Лихачевой В.П.) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.

Лихачева В.П., уточнив требования, просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года (дату кадастровой оценки) в представленном отчете об оценке в размере 22 561 800 рублей (т. 2 л.д. 1-2).

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием административным ответчиком - Министерством имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной в отчете об оценке, судом, ввиду существенности замечаний Министерства, была назначена экспертиза для определения ее действительной величины (т. 2 л.д. 145-147, 179-181).

По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2013 года в ином размере - 30 730 465 рублей.

В судебное заседание Лихачева В.П. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца - Павлова Л.В. в судебном заседании по-прежнему настаивала на первоначальных требованиях своего доверителя, полагая, что эксперт завысил рыночную стоимость земельного участка.

Новый собственник спорного земельного участка - Горынюк Лариса Викторовна, приобретшая его по договору купли-продажи в ходе судебного разбирательства и привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

От административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в суд поступили письменные пояснения согласно которым Министерство не возражает против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, полагая данную стоимость экономически обоснованной (т. 2 л.д. 269-270).

Суд, выслушав объяснения представителя Лихачевой В.П., заинтересованное лицо - Горынюк Л.В., исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление Лихачевой В.П. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1,2 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что Лихачева В.П. до 7 мая 2015 года являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:040359:14, площадью 20 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения дачного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос Ермолинское, вблизи деревни Алексино.

В ходе судебного разбирательства (23 апреля 2015 года) данный участок Лихачевой В.П. был продан Горынюк Л.В.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о регистрации права, договора купли-продажи, передаточным актом, кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 8, 9-10, т. 2 л.д. 271-272, 273).

Поскольку в Московский областной суд с заявлением об оспаривании земельного участка Лихачева В.П. обратилась 22 октября 2014 года (т. 1 л.д. 4), несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, в силу вышеназванных норм, затрагивает права административного истца в сфере налогообложения.

Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 50:08:040359:14. Кадастровая стоимость данного земельного участка указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области установлена по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Как следует из текста распоряжения Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ и кадастрового паспорта спорного земельного участка его кадастровая стоимость составляет 49 075 000 рублей (т. 1 л.д. 9, 273).

Лихачевой В.П. в подтверждение определения по состоянию на 1 января 2013 года рыночной стоимости спорного земельного участка представлен отчет № Н-1412198-б от 19 декабря 2014 года, составленный оценщиком ООО «Инвест Проект» и положительное экспертное заключение экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» членом которой является оценщик, составивший отчет (т. 2 л.д. 3-15, 16-88). Рыночная стоимость земельного участка в отчете об оценке определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 22 561 800 рублей.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу положений ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно заключению эксперта № СЭ-93/2015 от 8 декабря 2015 года Общества с ограниченной ответственностью «ИОЛА. Объективная оценка» Липпонен Юлии Сергеевны, которой судом было поручено проведение экспертизы по определению действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, рыночная стоимость земельного участка принадлежащего административному истцу по состоянию на 1 января 2013 года составляет 30 730 465 рублей (т. 2 л.д. 187 - 255).

Суд, проанализировав представленное экспертное заключение, приходит к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется. Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Доводы представителя административного истца об определении экспертом рыночной стоимости земельного участка, в размере превышающим его рыночную стоимость, какими-либо объективными данными не подтверждены.

Оценив представленное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что определенная экспертом рыночная стоимость спорного земельного участка является наиболее вероятной ценой, по которой данный объект недвижимости мог быть отчужден на открытом рынке по состоянию на 1 января 2013 года, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве его кадастровой стоимости.

Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Исходя из изложенного, административное исковое заявление Лихачевой В.П. частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Лихачевой Валентины Петровны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Московский областной суд 22 декабря 2014 года, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:040359:14, площадью 20 000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения дачного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос Ермолинское, вблизи деревни Алексино, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 30 730 465 (тридцать миллионов семьсот тридцать тысяч четыреста шестьдесят пять) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3-28/2015 (3-162/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лихачева Валентина Петровна
Другие
Администрация Истринского района
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
23.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2014Передача материалов судье
27.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2014Подготовка дела (собеседование)
14.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.12.2014Предварительное судебное заседание
19.12.2014Предварительное судебное заседание
26.01.2015Судебное заседание
05.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Судебное заседание
15.04.2015Судебное заседание
26.05.2015Судебное заседание
26.10.2015Производство по делу возобновлено
09.11.2015Судебное заседание
15.12.2015Производство по делу возобновлено
24.12.2015Судебное заседание
29.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее