Дело №2а-2435/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2016 года г.Волоколамск
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Козловой Е.П.
Прокурора г.Волоколамска Манева С.И.
При секретаре судебного заседания Четвероус Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Логвинова Д.В. к Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области, Митрофанову Д.В. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района,
У с т а н о в и л:
Административный истец - зарегистрированный кандидат на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области в порядке самовыдвижения Логвинов Д.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области, Митрофанову О.А., в котором, согласно уточненным административным исковым требованиям, просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 12.08.2016 года №141 «О регистрации Митрофанова О.А. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, назначенных на 18.09.2018 года», мотивируя свои требования тем, что решением Совета депутатов сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области от 23.06.2016 года №198/34 на 18.09.2016 года назначены досрочные выборы Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области. Митрофанов О.А. выдвинут кандидатом на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области в порядке самовыдвижения. 12.08.2016 года ТИК Волоколамского района принято решение №141 «О регистрации Митрофанова О.А. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, назначенных на 18.09.2018 года». Указанное решение считает незаконным и подлежащим отмене поскольку в нарушение избирательного законодательства кандидатом на должность главы сельского поселения Ярополецкое Митрофановым О.А. изготовление подписных листов не оплачено за счет средств избирательного фонда, в подписном листе сведения о кандидате указаны не в полном объеме, не указано наименование района, в котором проживает кандидат, не подтверждены документально указанные в заявлении сведения о роде занятий, в том числе о виде осуществляемой им деятельности. При указанных обстоятельствах решение ТИК Волоколамского района от 12.08.2016 года №141«О регистрации Митрофанова О.А. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, назначенных на 18.09.2018 года» нельзя признать законным, так как оно принято с нарушением требований закона и нарушает равенство прав кандидатов.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Куликова Ю.В. заявленные административным истцом административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик Территориальная избирательная комиссия Волоколамского района Московской области – о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещена, в судебное заседание представитель не явился, представил письменные возражения, в которых заявленные административным истцом административные исковые требования не признает, просит оставить их без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Митрофанова О.А. по доверенности Рубан П.Н. заявленные административным истцом административные исковые требования не признал, пояснил, что неуказание в подписном листе в адресе места жительства кандидата «Волоколамский район» является формальным и малозначительным и не может являться основанием для признания всех подписей за его выдвижение недействительными. Следуя требованиям закона, Митрофанов О.А. на следующий день после уведомления о выдвижении заключил Договор поручения на сбор подписей с ФИО7, предусматривающий ее обязанности по изготовлению подписных листов и сбору подписей в поддержку Митрофанова О.А. в сельском поселении Ярополецкое Волоколамского муниципального района. Пунктом 3.2 названного договора предусматривается, что оплата услуг ФИО7 будет произведена в течении 30 дней после передачи Митрофанову О.А. подписных листов с подписями избирателей. Таким образом, факт нарушения Митрофановым О.А. законодательства в части расходования денежных средств избирательного фонда отсутствует. Избирательным законодательство не предусмотрена предварительная оплата услуг, заказываемых кандидатом и лицом, уведомившем о своем выдвижении. В связи с отсутствием такого требования и названный выше договор был заключен с отсрочкой оплаты, необходимой для подтверждения качества и полноты работ. До настоящего времени оплата по данному договору не произведена, денежные средства по нему будут выплачены ДД.ММ.ГГГГ. Митрофанов О.А. является индивидуальным предпринимателем, выписка из ЕГРЮЛ в ТИК Волоколамского района в подтверждении указанных сведений им представлена не была, так как при приеме документов у него ее не взяли. Кроме того, данная информация находится в общем доступе и могла быть получена ТИК Волоколамского района Московской области самостоятельно с сайта МИФНС РФ.
Заслушав представителя административного истца по доверенности Куликову Ю.В., представителя административного ответчика по доверенности Рубана П.Н., заключение прокурора г.Волоколамска Манева С.И., полагавшего решение ТИК Волоколамского района Московской области от 12.08.2016 года №141 «О регистрации Митрофанова О.А. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, назначенных на 18.09.2018 года» подлежащим отмене, поскольку оно не соответствует действующему законодательству, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом Логвиновым Д.В. административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 №67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.11.2015 года решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области от 23.06.2016 года №198/34 назначена дата проведения досрочных выборов Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области. Решение опубликовано в газете «Волоколамский край» №24 от 24.06.2016 года.
Решением ТИК Волоколамского района Московской области от 28.06.2016 года за №79 утверждено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области в количестве 14 подписей.
Логвинов Д.В. и Митрофанов О.А. зарегистрированы в качестве кандидатов на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, назначенных на 18.09.2016 года.
28.07.2016 года Митрофановым О.А. представлены в ТИК Волоколамского района документы для уведомления о выдвижении кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия диплома об образовании, копия рудовой книжки, копия свидетельства о заключении брака, сведения об имуществе.
28.07.2016 года Митрофановым О.А. открыт специальный избирательный счет № в ПАО «Сбербанк России» Среднерусский банк доп.офис № по адресу: <адрес>. Денежные средства Митрофановым О.А. на открытый специальный избирательный счет кандидата не перечислялись.
В ТИК поступило уведомление от Митрофанова О.А. об открытии специального избирательного счета.
03.08.2016 года Митрофановым О.А. в ТИК Волоколамского района были представлены для регистрации документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 18 на 18 листах в 1 папке, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет, выписка из лицевого счета, СД-диск с протоколом об итогах сбора подписей и первым финансовым отчетом.
По результатам проверки, проведенной рабочей группой ТИК Волоколамского района, установлено, что все подписные листы отвечают требованиям закона, а все 18 подписей избирателей признаны действительными
12.08.2016 года ТИК Волоколамского района приняла решение №141 «О регистрации Митрофанова О.А. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002 года в редакции 03.11.2015 года «"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Аналогичные требования содержатся в ч.2 ст. 29 Закона Московской области от 16.05.2013 года «О муниципальных выборах в Московской области».
В соответствии с ч.5 и 6 ст. 59. Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
5. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.
Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами,
референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме.
6. Кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке.
Аналогичные правила содержатся в частях 4 и 5 ст.51
Закона Московской области от 04.06.2013 "О муниципальных выборах в Московской области".
По условиям, представленного Митрофановым О.А. в суд договора поручения б/н от 30.07.2016 года на сбор подписей при проведении предвыборной кампании, заключенного между Митрофановым О.А. и Докторовой Н.Е., срок оказания услуги установлен до 05.08.2016 года, цена услуги 500 рублей. Оплата услуг предусмотрена наличными денежными средствами. Согласно акта выполненных работ к договору поручения на сбор подписей при проведении предвыборной кампании от 30.07.2016 года поверенный передал доверителю 18 подписных листов, содержащих 18 подписей избирателей. Денежные средства за выполненные работы не оплачены и, согласно Акту приема-передачи выполненных работ от 31.07.2016 года, будут оплачены в течение 30 дней с даты исполнения поверенным поручения по настоящему договору (п.3.2 договора).
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика Митрофанова О.А. по доверенности Рубана П.Н. о том, что избирательное законодательство не содержит в себе прямого указания на недопустимость сбора подписей с использованием подписных листов, оплата изготовления которых произведена в последующем, но только за счет средств избирательного фонда.
Суд не может положить в основу решения доводы представителя административного ответчика Митрофанова О.А. по доверенности Рубана П.Н. о том, что изготовление подписных листов им производилось на основании возмездного договора поручения от 30.07.2016 года, представленного суду, а оплата подписных листов кандидата на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области за счет средств его избирательного фонда, поскольку на момент принятия ТИК Волоколамского района Московской области решения о регистрации его кандидатом на 12.08.2016 года, сведения о целевом расходовании средств Митрофанова О.А. из его специального избирательного счета отсутствовали. При этом на момент принятия решения о регистрации кандидата избирательная комиссия должна располагать сведениями об оплате услуг по изготовлению подписных листов из средств избирательного фонда в целях обеспечения возможности контроля за источниками финансирования избирательной кампании каждого кандидата.
Как установлено судом в документах, представленных 03.08.2016 года в ТИК Митрофановым О.А., отсутствует договор поручения от 30.07.2016 года на изготовление подписных листов для сбора подписей в поддержку кандидата Митрофанова О.А., заключенный между Митрофановым О.А. и ФИО7, а также отсутствует акт от 31.07.2016 года об оказании услуг, поскольку кандидатом Митрофановым О.А. указанные документы не предоставлялись. Кроме того, как пояснил представитель административного ответчика Митрофанова О.А. по доверенности Рубан П.Н., оплата услуг по данному договору не произведена до настоящего времени. Из представленного Митрофановым О.А. первого финансового отчета усматривается, что в избирательный фонд денежные средства не поступали.
Таким образом, административным ответчиком Митрофановым О.А. не представлено доказательств изготовления подписных листов за счет средств специального избирательного фонда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение ТИК Волоколамского района от 12.01.2016 года №1781 «О регистрации Бурмистрова А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области» нельзя признать законным, так как оно принято с нарушением требований закона и подлежит отмене.
В заявлении о согласии баллотироваться Митрофанов О.А. указал основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий – ИП Митрофанов г.Волоколамск, индивидуальный предприниматель, организация перевозок грузов, деятельность прочего сухопутного транспорта.
В соответствии с положениями пп. б п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ кандидат обязан приложить к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Действительно, законодательство о выборах не указывает на вид документа, который может быть представлен в подтверждение сообщенных сведений о роде занятий.
Вместе с тем, требование пп. б п. 2.2 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатом Митрофановым О.А. нарушено, поскольку им не представлено вообще никаких документов в подтверждение сообщенных сведений о роде занятий.
В связи с чем суд полагает, что решение о регистрации кандидата Митрофанова О.А. принято избирательной комиссией в нарушение требований действующего избирательного законодательства, является незаконным и подлежало отмене в на основании п. 6 ст. 76, пп. в п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Приложением N 8 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" установлена форма подписного листа, где в графе о месте проживания кандидата должны быть указаны наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
Исследовав подписные листы, проверенные Территориальной избирательной комиссией Волоколамского района Московской области, суд установил, что в подписных листах в сведениях о месте жительства кандидата Митрофанова О.А. не указан Волоколамский район.
Отсутствие в паспорте кандидата в адресе места жительства наименования района не может служить основанием для освобождения данного лица от обязанности указать полный адрес места жительства в полном соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение о регистрации кандидата Митрофанова О.А. принято избирательной комиссией в нарушение требований действующего избирательного законодательства, является незаконным и подлежало отмене.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Логвинова Д.В. к Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области, Митрофанову Д.В. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от 12 августа 2016 года №141 о регистрации Митрофанову Д.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Председательствующий судья: подпись Е.П.Козлова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>