Решение по делу № А79-4707/2011 от 21.07.2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-4707/2011

21 июля 2011 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Чебоксары, просп. Мира, дом 90, корп. 1) к индивидуальному предпринимателю Иванову Валерию Николаевичу (г. Канаш Чувашской Республики, ул. Машиностроителей, дом 37, кв. 24) о привлечении к административной ответственности,

при участии: представителя заявителя – главного государственного инспектора Ушейкиной И.А., по доверенности от 01.01.2011 № 01-04,

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Иванова Валерия Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявления указывается, что в результате проведенной Управлением проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Ивановым В.Н. лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок, выявлены нарушения действующего законодательства, о чем 15.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении № 000212.

Так, индивидуальным предпринимателем Ивановым В.Н. осуществлялась перевозка пассажиров по автобусному маршруту Сядорга-Сирмы – Канаш с нарушением требований статьи 27 Федерального закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта, УАТ), пунктов 89-94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, пунктов 5.12, 5.14, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, а именно установлено, что ответчика отсутствует паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков; отсутствует договор фрахтования; отсутствует список пассажиров; отсутствует табличка с надписью «Заказной» при перевозке пассажиров и багажа по заказу; с пассажиров водителем производится взимание плату за проезд, что противоречит пункту 5 статьи 27 УАТ, посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется без предъявления фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве; фамилия ответственного за перевозку не внесена в путевой лист.

С учетом изложенных обстоятельств заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Иванова Валерия Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал и привел изложенные в заявлении доводы. Указывает, что индивидуальный предприниматель Иванов В.Н. ранее привлекался к административной ответственности за однородное правонарушение решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.09.2010 по делу № А79-8083/2010. В порядке части 2 статьи 4.1 и пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ просит учесть данное решение в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Индивидуальный предприниматель Иванов Валерий Николаевич, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства и с учетом того, что возражения от участников процесса относительно рассмотрения дела по существу не поступили, судом определено завершить предварительное судебное заседание и разрешить дело в первой инстанции.

Выслушав объяснения представителя заявителя, проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Иванов Валерий Николаевич 23.10.2006 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 306213429600022.

Индивидуальному предпринимателю Иванову В.Н. 24.10.2011 Управлением государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдана лицензия № АСС-21-010492 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), сроком действия по 23.10.2011.

В ходе проведенной Управлением проверки деятельности индивидуального предпринимателя Иванова В.Н. выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок.

Установлено, что индивидуальным предпринимателем Ивановым В.Н. осуществлялась перевозка пассажиров по автобусному маршруту Сядорга – Сирма – Канаш с нарушением требований статьи 27 Федерального закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта, УАТ), пунктов 89-94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, пунктов 5.12, 5.14, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, поскольку у него отсутствует паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков; отсутствует договор фрахтования; отсутствует список пассажиров; отсутствует табличка с надписью «Заказной» при перевозке пассажиров и багажа по заказу; с пассажиров водителем производится взимание плату за проезд, что противоречит пункту 5 статьи 27 УАТ, посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется без предъявления фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве; фамилия ответственного за перевозку не внесена в путевой лист.

По результатам проверки 09.06.2011 составлен рапорт № 009456 об обнаружении признаков административного правонарушения и вынесено определение № 000058 о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования. 15.06.2011 с участием предпринимателя Иванова В.Н. составлен протокол № 000212 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом в протоколе предпринимателем указано на то, что с нарушениями он согласен, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 13).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

В силу положений подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

Пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Поскольку закон о лицензировании содержит только одно исключение для осуществления перевозочной деятельности без лицензии (для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) перевозка пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию в силу пункта 62 части 1 статьи 17 Закона о лицензировании, которая при конкуренции норм права имеет приоритет над иными положениями действующего законодательства, затрагивающими правоотношения в области лицензирования. Соответственно, поскольку перевозка пассажиров по заказам по маршрутам регулярных перевозок в уведомительном порядке Законом № 294-ФЗ не предусмотрена, то такая деятельность может осуществляться только при наличии лицензии.

Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Статьей 27 Устава автомобильного транспорта установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1).

Договор фрахтования, указанный в части 1 статьи 27 УАТ, должен включать в себя (часть 2): 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 статьи 27 УАТ, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4).

В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 статьи 27 УАТ, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (часть 5).

В соответствии с пунктами 89 - 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта.

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил.

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

Кроме этого пунктом 95 Правил предусмотрено, что транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.

Согласно нормам Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.1997 № 1302), оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист (пункт 5.12).

Пункт 5.14 указанного Положения устанавливает, что туристско-экскурсионные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с пунктами 5.2 - 5.8 Положения. Данные пункты предусматривают требования организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров. В том числе владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков. Запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.

Из материалов дела следует, и индивидуальным предпринимателем Ивановым В.Н. не оспаривается, что при осуществлении перевозки пассажиров по автобусному маршруту Сядорга-Сирмы – Канаш у ответчика отсутствует паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков; отсутствует договор фрахтования; отсутствует список пассажиров; отсутствует табличка с надписью «Заказной» при перевозке пассажиров и багажа по заказу; с пассажиров водителем производится взимание плату за проезд, что противоречит пункту 5 статьи 27 УАТ, посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется без предъявления фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве; фамилия ответственного за перевозку не внесена в путевой лист.

Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом № 009456 от 09.06.2011, протоколом № 000212 от 15.06.2011, путевым листом № 140 от 09.06.2011, договором № 219 от 30.05.2011, автобусными контрольными билетами серии 2А3-637 за №№ 532258-532263 со стоимостью 12 руб., письмом жителей дер. Сядорга-Сирмы Канашского района Чувашской Республики от 15.04.2011.

Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что индивидуальный предприниматель Иванов В.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанной нормой КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд расценивает не соблюдение индивидуальным предпринимателем Ивановым В.Н. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Также, в порядке части 2 статьи 4.1 и пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, суд учитывает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность то, что индивидуальный предприниматель Иванов В.Н. ранее привлекался к административной ответственности за однородное правонарушение решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.09.2010 по делу № А79-8083/2010.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Иванова В.Н. к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Иванова В.Н. к административной ответственности, заявителем не допущено.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

привлечь индивидуального предпринимателя Иванова Валерия Николаевича, 04.07.1963 года рождения, уроженца с. Турмыши Янтиковского района Чувашской АССР, проживающего в г. Канаш Чувашской Республики, ул. Машиностроителей, дом 37, кв. 24, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС № 4 по Чувашской Республике 23.10.2006 (ОГРН – 306213429600022), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа на сумму 3 000 (три тысячи) руб.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО -97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040040000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Председательствующий судья                                      А.Т. Михайлов

А79-4707/2011

Категория:
Другие
Статус:
Привлечь к административной ответственности
Ответчики
Иванов Валерий Николаевич
Суд
АС Чувашской Республики
Судья
Михайлов А. Т.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее