Решение от 19.02.2015 по делу № 2-48/2015 (2-1349/2014;) от 22.12.2014

Гражданское дело № 2-48/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2015 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области


под председательством судьи Кузнецова И.Г.,

при секретаре Михайленко И.В.,

с участием помощника прокурора Марьяновского района Омской области Кишкиной М. И.,

представителя соответчика Государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Хараджа С. С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Марьяновского района Омской области, поданного в интересах ФИО3, к Министерству труда и социального развития <адрес>, КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>», ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия Министерства труда и социального развития <адрес> и КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» по не предоставлению технических средств реабилитации ФИО3, о возложении обязанности на Министерство труда и социального развития <адрес>, КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>», ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить ФИО3 техническими средствами реабилитации.

Суд,-

установил:

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к Министерству труда и социального развития <адрес>, КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» о признании незаконным бездействия Министерства труда и социального развития <адрес> и КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» по не предоставлению технических средств реабилитации ФИО3, о возложении обязанности на Министерство труда и социального развития <адрес> и КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» обеспечить ФИО3 техническими средствами реабилитации. В обоснование иска указал на то, что прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Министерства труда и социального развития <адрес>, в ходе которой выявлено, что до настоящего времени ФИО3, поставленному на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, не предоставлены средства технической реабилитации по причине отсутствия государственного контракта по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации между Министерством труда и социального развития <адрес> и организациями, осуществляющими поставку такого вида товаров. Данными действиями нарушаются права инвалида, предусмотренные Конституцией РФ, а также ограничивается возможность нормальной жизнедеятельности инвалида.

Определением Марьяновского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кишкина М.И. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.

Истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития <адрес>, будучи надлежащим образом извещенной о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила письменные возражения на исковые требования, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по делу является ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как с 01 января 2015 года полномочия по обеспечению инвалидов, проживающих на территории Омской области, техническими средствами реабилитации переданы ГУ – ОРО ФСС РФ на основании соглашения № 6.1. от 07 августа 2014 года, заключенного между Министерством труда и социального развития Омской области и ГУ – ОРО ФСС РФ.

Представитель ответчика КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>», будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель соответчика ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Хараджа С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв на исковые требования, при этом пояснил, что Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является по делу ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по предоставлению технических средств реабилитации истцу в 2014 году не была исполнена Министерством труда и социального развития Омской области. Обязанность у ГУ – ОРО ФСС РФ по обеспечению инвалидов, проживающих на территории Омской области, техническими средствами реабилитации возникла только с 01 января 2015 года. Данные полномочия были переданы ГУ – ОРО ФСС РФ на основании соглашения № 6.1. от 07 августа 2014 года, заключенного между Министерством труда и социального развития Омской области и ГУ – ОРО ФСС РФ. На протяжении длительного времени Министерство труда и социального развития Омской области в нарушение условий Соглашения, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2013 года № 2452-р, допускало неисполнение федеральных полномочий по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 Министерством труда и социального развития <адрес> были выданы технические средства реабилитации: обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке. ФИО3 не обращался в отделение Фонда по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации. Ранее отделение Фонда не имело каких-либо обязательств перед ФИО3. Попросил в случае возложения обязанности по обеспечению ФИО3 ТСР на ГУ – ОРО ФСС РФ предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 (л.д. ).

В соответствии со ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов представляет систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Статьей 11 данного Федерального закона определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида, являющаяся обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предусмотрено, в том числе, такие технические средства реабилитации как приспособление для надевания носков, поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке, что соответствует классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 года № 214н). Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР – бессрочно (л.д. ).

В соответствии с пунктами 2, 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов путем предоставления соответствующего технического средства (изделия), заявление о предоставлении которого подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием), высылает (выдает) инвалиду направление на получение технического средства (изделия).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подал в КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» заявление о предоставлении технических средств реабилитации (л.д. ). Распоряжением КУ <адрес> «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 Министерством труда и социального развития <адрес> были выданы технические средства реабилитации: обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке, что подтверждается выпиской из реестра сведений о выданных ТСР, однако данных о том, что ФИО3 с момента постановки на учет и по настоящее время обеспечен техническими средствами реабилитации в виде приспособления для надевания носков, поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных), в материалах дела не имеется, не представлены они и в судебном заседании.

Необеспечение ФИО3 указанными техническими средствами реабилитации в пределах нуждаемости в течение длительного периода времени нарушает его права на своевременное получение меры государственной социальной поддержки, гарантированной положениями федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Определяя круг лиц, на которых подлежит возложение обязанности по обеспечению инвалида ФИО3 техническими средствами реабилитации, суд исходит из следующего.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами и изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов. В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам субъектам Российской Федерации, что предусмотрено ст. 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий.

Распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2013 года № 2452-р, вступившим в законную силу 01 января 2014 года, утверждено соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в том числе по обеспечению лиц, признанных инвалидами, проживающими на территории Омской области, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, в соответствии со ст. 5 которого исполнение переданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Омской области в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года № 353-п были установлены порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и ответственные за это органы исполнительной власти – Министерство труда и социального развития Омской области при участии уполномоченных государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства.

Данное соглашение действовало с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года. Постановлением Правительства Омской области от 4 февраля 2015 года № 13-п постановление Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года № 353-п признано утратившим силу.

В связи с прекращением действия вышеуказанного Соглашения 07 августа 2014 года между Региональным отделением ГУ – ОРО ФСС РФ и Министерством труда и социального развития Омской области заключено соглашение № 6.1., которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в том числе, по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Таким образом, на момент рассмотрения искового заявления полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не отнесены ни законом, ни Соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области, а в силу закона исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ за счет средств бюджета последнего в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» ФСС РФ в 2015 году осуществляет расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно приложениям к соглашению № 6.1., заключенному 07 августа 2014 года между Региональным отделением ГУ – ОРО ФСС РФ и Министерством труда и социального развития Омской области, передача сведений об обеспечении инвалидов, ветеранов средствами реабилитации, услугами за период с 01 января 2011 года по 25 декабря 2014 года с оформлением актов осуществляется в два этапа: первый этап – передача сведений в электронном виде по состоянию на 01 октября 2014 года 15 октября 2014 года, второй этап – передача сведений в электронном виде по состоянию на 25 декабря 2014 года 25 декабря 2014 года. При этом, как следует из отзыва на исковое заявление и пояснений представителя соответчика Хараджа С.С., с 01 января 2015 года Министерством труда и социального развития Омской области ГУ – ОРО ФСС РФ передана в электронном виде информация о выполненных (невыполненных) заявках инвалидов о предоставлении им ТСР.

Поэтому, несмотря на подачу ФИО3 в 2014 году заявления в КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по <адрес>» о предоставлении ему технических средств реабилитации, лицом, обязанным предоставить ему соответствующие меры социальной поддержки на момент рассмотрения спора является Фонд социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу пункта 28 Положения о Фонде социального страхования РФ осуществляет финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.

В связи с чем, указание представителей соответчика ГУ – ОРО ФСС РФ на то, что ГУ – ОРО ФСС РФ не может являться ответчиком по делу, так как в период с 2011 года по 2014 год отделение Фонда не имело полномочий по обеспечению лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, техническими средствами реабилитации, судом не принимается во внимание, так как истцу ФИО3 не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации по причине передачи полномочий от одного государственного органа другому.

Требования истца к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Марьяновскому району Омской области» не основаны на законе и удовлетворению не подлежат, так как Министерство труда и социального развития Омской области в силу Соглашения с 01 января 2015 года не имеет полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам в виде ТСР, соответственно, не получает денежные средства на их предоставление, что подразумевает невозможность исполнения обязательств за 2014 год.

Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ (абзац 6 п.п. 1, 4 ст. 85 БК РФ).

Из приложения № 6 «Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» к Закону Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусматривается получение субвенций в 2014 году на обеспечение инвалидов ТСР, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в размере 353701000,00 рублей, то есть в соответствии со ст. 85 БК РФ установлен лимит ответственности Омской области в части обеспечения инвалидов ТСР, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

Данная субвенция в размере 353701000,00 рублей была законтрактована в полном объеме, что следует из возражений, представленных представителем Министерства труда и социального развития Омской области ФИО5 Вместе с тем, объем закупленных по государственным контрактам средств реабилитации не позволил обеспечить всю имеющуюся потребность в связи с увеличением количества обращений граждан. Для удовлетворения полной потребности инвалидов в ТСР за 2014 год необходим дополнительный объем федерального трансферта в размере 88,3 млн. рублей.

Закон Омской области об исполнении областного бюджета за 2014 год на момент рассмотрения дела не принят. Доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омкой области средств, предоставленных в виде субвенций, не имеется, не представлены они и в судебном заседании. При этом из представленной переписки органов исполнительной власти Омской области следует, что в течение всего периода действия соглашения о передаче органам власти Омской области полномочий по обеспечению граждан ТСР выделявшихся в виде субвенций средств было явно недостаточно для исполнения всех обязательств.

Указанное свидетельствует о том, что размер представлявшихся бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления истцу технических средств реабилитации.

Таким образом, поскольку ФИО3 имеет право на получение мер социальной защиты в виде технических средств реабилитации, его нуждаемость в них и обращение в соответствующий орган подтверждены материалами дела, доказательств предоставления ему технических средств реабилитации за период 2014 года либо его отказа от набора социальных услуг за данный период суду не предоставлено, а также принимая во внимание, что Российская Федерация, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора Марьяновского района с возложением обязанности по обеспечению ТСР на ГУ – Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что для исполнения решения суда по предоставлению инвалидам меры социальной поддержки в виде технических средств реабилитации ответчику необходимо исполнить определенную процедуру действий, требующих определенного времени (проведение аукционов, заключение государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации), и одновременно учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд считает возможным установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 (░░░░) ░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ «____»_______________2015 ░░░░

░░░░░______________░░░░░░░░ ░.░.

2-48/2015 (2-1349/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Марьяновского района Омской Области.
Вяткин А.В.
Ответчики
ГУ Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально - технического обеспечения по Марьяновскому району Омской облас
Министерство труда и социального развития Омской области.
Суд
Марьяновский районный суд Омской области
Дело на сайте суда
marianovcourt.oms.sudrf.ru
22.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2014Передача материалов судье
24.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2015Судебное заседание
19.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее