Судья: Буланая А.А.
Докладчик: Кандакова Л.Ю. Дело № 33-11910
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Емельянова А.Ф.,
судей: Кандаковой Л.Ю., Карасовской А.В.,
при секретаре: Гилевой К.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандаковой Л.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранова Е.С. на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 14 августа 2018 года по иску Попова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Требования Попова А.В. мотивированы тем, что 08.02.2018 он обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ от 12.04.2018 № ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (требуется не менее 25 лет, имеется 24 года 10 месяцев 20 дней).
30.03.2018 Попов А.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». 12.04.2018 решением № Попову А.В. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, т.к. на дату обращения его специальный стаж составил 24 года 10 месяцев 10 дней.
В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» истцу не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных горнорабочих в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных машинистов буровых установок в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных проходчиков и горнорабочих очистного забоя в СПТУ №. Попов А.В. считает незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии и назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
Решением Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 14 августа 2018 года постановлено исковые требования Попова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, назначении ежемесячной доплаты к пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от 12.04.2018 об отказе в установлении Попову А.В. досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить Попову А.В. в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных горнорабочих в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных машинистов буровых установок в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных проходчиков и горнорабочих очистного забоя в СПТУ №.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить Попову А.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 08.02.2018.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от 12.04.2018 об отказе в установлении Попову А.В. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить Попову А.В. в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных горнорабочих в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных машинистов буровых установок в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных проходчиков и горнорабочих очистного забоя в СПТУ №.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить Попову А.В. ежемесячную доплату к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01.05.2018.
В апелляционной жалобе представитель ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранов Е.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Указывает, что постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, от 18.07.2002 №537 не включены курсы повышения квалификации в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Ссылки суда первой инстанции на ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации недопустима, т.к. указанная норма не регулирует отношения, связанные с назначением пенсии.
Судом нарушены нормы материального права, не применено постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Истец без периода службы в составе Вооружённых Сил СССР не имеет требуемый стаж для назначения доплаты к пенсии в соответствии со статьёй 1 Закона о ДСО.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч.2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч.4 ст. 30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". Пп. «е» п. 1 Постановления Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из материалов дела усматривается, что 08.02.2018 Попов А.В. обратился в ГУ УПФ РФ в гор. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 52-54).
30.03.2018 Попов А.В. обратился в ГУ УПФ РФ в гор. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (л.д. 50-51).
Решением ГУ УПФ РФ в гор. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от 12.04.2018 в назначении пенсии Попову А.В. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется 25 лет, имеется 24 года 10 месяц 20 дней) (л.д. 84).
В специальный стаж по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных горнорабочих в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -период прохождения курсов подготовки подземных машинистов буровых установок в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения курсов подготовки подземных проходчиков и горнорабочих очистного забоя в СПТУ №.
Решением ГУ УПФ РФ в гор. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) № от 12.04.2018 в назначении доплаты к пенсии Попову А.В. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется 25 лет, имеется 24 года 10 месяц 20 дней) (л.д. 83) в связи с отказом включить в специальный стаж названных периодов.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку после прохождения курсов истец работал в должностях, которые включены ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии, в спорные периоды истцу производилась оплата из расчета средней заработной платы, оснований для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж у ответчика не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на законе, исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым оценка дана в соответствии с требованиями статьей 12, 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии с п. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, ответчик должен был включить период обучения истца в спорные периоды в специальный стаж, т.к. он имел место до момента установления иного правового регулирования назначения страховых пенсий по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, деятельность, осуществляемая гражданами в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии. Но вместе с тем, по смыслу ч.1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 112 Кодекса законов о труде, действовавшего в спорные периоды прохождения истцом курсов, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает в себя не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку с учетом спорного периода специальный стаж истца на момент обращения составил более 25 лет, судом сделан обоснованный вывод о том, что истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в специальный стаж правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку в спорные периоды истец службу в Вооруженных Силах СССР не проходил.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ-УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранова Е.С. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф Емельянов
Судьи: Л.Ю. Кандакова
А.В. Карасовская