Дело № 2а-3476/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«01» октября 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием представителя административных истцов Шестакова С.И.,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица Кичигиной А.А.,
прокурора Доминовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кудрицкой О.И., Королевой Н.Ф. Хасановой И.М., Короткова Л.Г. к администрации г.Перми, о признании незаконным о признании о недействующим постановления администрации г.Перми № от 19.02.2018 г., «Об установлении постоянных публичных сервитутов в квартале № ограниченном <Адрес>», в части касающейся установления постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участком с кадастровыми номерами №
у с т а н о в и л:
Административные истцы Кудрицкая О.И., Королева Н.Ф., Н.Ф. И.М. и Короткова Л.Г. обратились в суд с административными исками к администрации г.Перми, о признании о недействующим постановления администрации г.Перми № 90 от 19.02.2018 г., «Об установлении постоянных публичных сервитутов в квартале № ограниченном <Адрес> в части касающейся установления постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участком с кадастровыми номерами №т.1, л.д.3-6; 138-141;181-184; т.2, л.д.4-7).
Определением суда дела административные искам Кудрицкой О.И. (дело №а-3476/2018), Королевой Н.Ф. (дело №а-3477/2018), Н.Ф. И.М. (дело №а-3478/2018), Коротковой Л.Г. (дело №а-3479/2018) были объединены в одно производство.
Свои требования административные истцы мотивировала тем, что она они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:. <Адрес>
Администрацией <Адрес> принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянных публичных сервитутов в квартале №, ограниченном <Адрес>», в части касающейся установления постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участком с кадастровыми номерами № на которых расположен многоквартирный дом. С момент строительства данного многоквартирного дома, по земельным участкам, на которых находится дом, осуществляется беспрепятственный проход к скверу и спортивной площадке, при этом каких-либо ограничений не вводилось. В тоже время установление проезда оспариваемым постановлением, позволяет неограниченному количеству автотранспорта круглосуточно двигаться сквозь въездной проезд, что повышает риск для жизни и здоровья жителей, а также наступления дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем, имеются альтернативные доступны к скверу и площадке. Кроме того на земельном участке с кадастровым номером № территория попавшая в сервитут огорожена и находится под охраной, в силу чего административные истцы будут вынуждены нести дополнительные расходы по содержанию данной территории. В ходе общественный слушаний, административные истцы высказали свои замечания и предложения по вопросу установления публично сервитута. Публичные сервитуты были установлены в отсутствие публичных слушаний, поскольку публичные сервитуты, установленные оспариваемым постановлением, существенно отличаются от варианта публичных сервитутов, предложенных постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, администрация Дзержинского района города Перми.(т.1, л.д.129,130).
В судебном заседании представитель административных истцов Шестакова С.И., на удовлетворении административного иска настаивал, также указал на ненадлежащее техническое состояние арок многоквартирного дома, через которые установлен проход и проезд к другим земельным участкам.
Представитель административного ответчика администрации города Перми и заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми Кичигина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Прокурор Доминова И.Н., в своём заключении указала, что данный административный иск удовлетворению не подлежит.
Остальные участники в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Согласно ст.274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.(п.1).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.(п.2).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.(п.3).
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.(п.4).
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.(п.5).
В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.(п.6).
В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.(п.1).
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.(п.2).
Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
Сервитут может быть срочным или постоянным.(п.4).
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.(п.7).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.(п.8).
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»(п.9).
Постановлением администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, «Об установлении постоянных публичных сервитутов в квартале №, ограниченном <Адрес> установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда
п.1.1 в отношении земельного участка с кадастровым номером № по <Адрес>, площадью 4 729 кв.м., с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом», находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме;
п.1.2 в отношении земельного участка с кадастровым номером № по <Адрес>, площадью 2 092 кв.м., с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом», находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме;
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего обозрения.
В силу ч. ч. 1-3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На территории <Адрес> действуют Правила землепользования и застройки <Адрес>, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Статье 39 Правил предусмотрено, что Глава <Адрес> вправе принимать правовые акты об установлении применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, принадлежащим физическим или юридическим лицам, публичных сервитутов, связанных с обеспечением общественных нужд: проезда, прохода через земельный участок, установки и эксплуатации объектов и коммуникаций инженерно-технического обеспечения (линий электросвязи, водо- и газопроводов, канализации и т.д.), охраны природных объектов, объектов культурного наследия, иных общественных нужд, которые не могут быть обеспечены иначе, как только путем установления публичных сервитутов.(ч.1).
Границы зон действия публичных сервитутов отображаются в проектах межевания территории и указываются в составе градостроительного плана земельного участка. Границы зон действия публичных сервитутов также указываются в документах государственного кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства.(ч.2).
Порядок установления публичных сервитутов определяется законодательством и правовыми актами <Адрес>.(ч.3).
Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждён порядок, который регулирует вопросы установления публичных сервитутов на территории <Адрес>.
В соответствии с данным порядком, на территории <Адрес> публичный сервитут устанавливается постановлением администрации <Адрес> (п.1.5 порядка).
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, проводимых на территории <Адрес> в порядке, установленном для проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, с учетом особенностей проведения общественных слушаний, предусмотренных разделом 3 Порядка. (п.1.6 порядка).
Публичный сервитут может быть установлен в отношении сформированного земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет. (п.1.7 порядка).
Исключительным основанием для установления публичного сервитута является обеспечение интересов местного самоуправления или местного населения (удовлетворение публичных интересов) при том условии, что эти публичные интересы не могут быть удовлетворены иначе как только путем установления публичного сервитута.(п.1.9).
От имени муниципального образования <Адрес> мероприятия по государственной регистрации установленных публичных сервитутов проводит функциональный орган администрации <Адрес>, осуществляющий функции управления в сфере градостроительной деятельности (далее - функциональный орган) в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.1.12).
Основанием для регистрации публичного сервитута, его прекращения является соответствующее постановление администрации <Адрес>. (п.1.13).
Судом установлено, что административный истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>: Кудрицкая О.И. <Адрес> (долевая собственность), Королева Н.Ф. <Адрес> (долевая собственность), Хасанова И.М. <Адрес>, Короткова Л.Г., <Адрес>.
Постановлениями администрации города Перми № 291 от 20.05.2015 г., утверждена документация по планировке территории 2 (СТН В5, В6, В8, В9, В10, часть В11, Г1,Г12,часть Г3, часть И8, часть Ж1, часть Ж13,часть <Адрес>) в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском районах города Перми». Цель установления постоянных публичных сервитутов обеспечение проезда, прохода к скверу и спортивной площадке, расположенным на земельном участке с кадастровыми номерами №
Согласно проекту межевания территории, утвержденным вышеуказанным постановлениям, предусмотрены следующие земельные участки с кадастровыми номерами:
№ по адресу: <Адрес>, площадью 5 636 кв.м., с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом», находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, обозначенный на чертеже межевания под №;
- №, по адресу: <Адрес>, площадью 4 729 кв.м., с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом», находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, обозначенный на чертеже межевания под №;
- № по адресу: <Адрес>, площадью 2 092 кв.м., с разрешенным использованием «под многоэтажный жилой дом», находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, обозначенный на чертеже межевания под №;
- № по адресу: <Адрес>, р-н Дзержинский, <Адрес>Б - 6, находящийся в муниципальной собственности, обозначенный на чертеже межевания под №.
Также данным проектом предусмотрено образование земельного участка для размещения сквера площадь 7 692 кв.м., по адресу: <Адрес>, обозначенный на чертеже под №.
От администрации Дзержинского района города Перми в администрацию города Перми поступило обращение, о возможности установления публичного сервитута для обеспечения беспрепятственного проезда – прохода к скверу и спортивной площадке, расположенной по <Адрес>.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы города Перми от 28.09.2017 г. № 175, назначены публичные слушания по обсуждению установления публичных сервитутов в квартале № ограниченном <Адрес>, <Адрес> <Адрес>. (Данное постановление было опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления № 66 от 03.10.2017 г.).
16.10.2017 г. проведены общественные слушания по назначенные в соответствии с постановлением №, по обсуждению установления публичных сервитутов в квартале №, ограниченном <Адрес>
Данные публичные слушания были проведены в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами г. Перми, о чем свидетельствует заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное 27.10.2017 г. в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 73.
Оспариваемое постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» 27.02.2018 № 13, и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого постановления административным ответчиком соблюдена.
На основании изложенного суд полагает, что публичный сервитут, установленный оспариваемым нормативным актом, соответствует целям обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, определенным статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд также соглашается с тем, что публичные интересы не могут быть удовлетворены иначе как только путем установления публичного сервитута в отношении указанного земельного участка, поскольку возможность доступа к скверу и спортивной площадке, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами №, была предметом исследования, и по результатам публичных обсуждений, доступ иным способом, кроме установленного оспариваемым постановлением, обоснованно признан необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 173-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л :
Кудрицкой О.И., Королевой Н.Ф. Хасановой И.М., Короткова Л.Г., в удовлетворении административного иска к администрации города Перми, о признании о недействующим постановления администрации г.Перми № 90 от 19.02.2018 г., «Об установлении постоянных публичных сервитутов в квартале № ограниченном <Адрес>», в части касающейся установления постоянных публичных сервитутов в отношении земельных участком с кадастровыми номерами № отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья