№2-5956/15-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2015 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
А.В.Марковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконными действий Отделения - Национального банка по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Администрации Петрозаводского городского округа обратилось в Петрозаводский городской суд с заявлением о признании незаконными действий Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России,) по списанию со счета, открытого заявителю в Банке России, денежных средств на основании исполнительного листа о взыскании с заявителя денежных сумм.
В судебном заседании представитель Администрации Петрозаводского городского округа Ермолинская Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Климович О.Я. в судебном заседании пояснила, что в рассматриваемом случае из содержания судебных актов, на основании которых были выданы исполненные Банком России исполнительные листы, следует, что денежные обязательства возникли из финансово-хозяйственной деятельности Администрации. К муниципальному образованию «Петрозаводский городской округ» требования взыскателями не заявлялись, Администрация от его имени не выступала и в решениях Петрозаводского городского суда Республики Карелия должником указана Администрация. Таким образом, Администрацией неправомерно на правоотношения между Банком России и Администрацией по исполнению исполнительных листов распространен порядок взыскания денежных средств как с публично-правового образования (не в порядке субсидиарной ответственности по долгам казенного учреждения), то есть по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), по искам о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета. Согласно договору банковского счета от ДД.ММ.ГГГГ № в Банке России на балансовом счете № «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации» Администрации открыт счет №. Отношения Администрации и Банка России по договору банковского счета от ДД.ММ.ГГГГ № регулируются условиями данного договора и главой 45 «Банковский счет» ГК РФ, включая статью 854 ГК РФ о правомерности списания банком денежных средств с банковского счета клиента без распоряжения клиента по решению суда в случаях, предусмотренных законом. Счет № не относится к категории счетов, для которых законодательством установлен иммунитет от обращения взыскания на находящиеся на нем средства.
Заслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью первой статьи 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом, в силу пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решениями Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело № №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу граждан А., Б., В., Г., Д., Е. и Ж. взысканы денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного дорожно-транспортными происшествиями, судебные издержки в общей сумме <данные изъяты> На основании указанных решений суда выданы исполнительные листы.
Инкассовыми поручениями <данные изъяты> Банк России на основании указанных исполнительных листов списал с расчетного счета Администрации Петрозаводского городского округа № денежные средства в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Заявитель считает действия ответчика по списанию денежных средств незаконными по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа выступала в спорах, рассмотренных Петрозаводским городским судом, как орган местного самоуправления, представляющий муниципальное образование - Петрозаводский городской округ, и взысканные решениями суда денежные средства подлежали взысканию за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа путем направления исполнительных листов в финансовый орган муниципального образования в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Согласно договору банковского счета от ДД.ММ.ГГГГ № в Банке России на балансовом счете <данные изъяты> «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации» Администрации Петрозаводского городского округа в соответствии с Положением Банка России от 01.01.2006 № 66-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Положение от 01.01.2006 № 66-П) открыт счет №.
В соответствии со статьей 215 ГК РФ казну муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Средства местного бюджета, как и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на единый счет бюджета и расходуются с единого счета бюджета в соответствии с принципом единства кассы.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Глава 24.1 БК РФ устанавливает различный порядок списания бюджетных средств в зависимости от того, кто является должником.
Так, пункт 4 статьи 242.2 БК РФ предусматривает, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Одновременно с этим согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как следует из материалов дела, согласно рассматриваемым исполнительным листам, выданным Петрозаводским городским судом Республики Карелия, в пользу взыскателей взысканы денежные средства с администрации Петрозаводского городского округа за счет средств казны Петрозаводского городского округа.
Таким образом, в рассматриваемом случае должником является орган местного самоуправления муниципального образования, то есть публично-правового образования, а не администрация как бюджетное учреждение, и задолженность по исполнительному листу является обязательством не муниципального учреждения, а публично-правового образования.
Следовательно, положения статьи 242.5 БК РФ и статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к сложившимся правоотношениям сторон неприменимы, а органом, исполняющим судебный акт по иску о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, в данном случае является соответствующее структурное подразделение администрации Петрозаводского городского округа - комитет финансов.
С учетом изложенного списание Банком России денежных средств со счета, открытого заявителю как юридическому лицу, является незаконным и нарушает права заявителя.
Руководствуясь ст.ст.194, 198-199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Признать действия Отделения - Национального банка по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации по списанию на основании исполнительных листов с расчетного счета Администрации Петрозаводского городского округа № ДД.ММ.ГГГГ инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ года инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты> руб.;ДД.ММ.ГГГГ года инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ года инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты> руб; ДД.ММ.ГГГГ года инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ года инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ года инкассовым поручением Банка № в сумме <данные изъяты> руб. незаконными.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2015 года.