Дело № 2-222/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Головановой,
при секретаре Л.П. Демьяновой,
с участием процессуального истца – прокурора района А.И. Зайцева,
представителя ответчика ООО «Коммунальщик» С.Г. Панина,
представителей третьих лиц администрации Усть-Калманского района Е.А. Копылова по доверенности, администрации Усть-Калманского сельсовета Е.Г. Кривошаповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик» о понуждении к совершению действий, мотивируя его тем, что прокуратурой Усть-Калманского района проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере при прохождении отопительного сезона 2018-2019гг.
На территории Усть-Калманского сельсовета услуги по теплоснабжению населению, а также организациям социальной сферы оказывает ООО «Коммунальщик», в соответствии с Уставом которого оно оказывает услуги по тепловодоснабжению (п.3.2).
Указанный вид деятельности также указан в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с договором аренды имущественного комплекса ЖКХ от 08.09.2017, имущество, необходимое для оказания услуг тепловодоснабжения передано администрацией Усть-Калманского сельсовета в аренду ООО «Коммунальщик».
На основании распоряжения администрации района от 01.10.2018 № 125-р отопительный сезон на территории района начат с 01.10.2018.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 23.10.2018 года на котельных ООО «Коммунальщик» имеется запас твердого топлива (угля) в следующих объемах:
- центральная котельная по <адрес> – 10 тонн;
- котельная КБО, <адрес> – 5 тонн;
- совхозная котельная, <адрес> – 8 тонн;
- котельная ЦРБ, <адрес> – 4 тонны;
- база ООО «Коммунальщик», <адрес> 40 тонн;
- АТК <адрес> – 250 тонн.
Среднесуточный расход угля на вышеуказанных котельных в период трех самых холодных месяцев составляет 30 тонн в сутки. Таким образом, по состоянию на 23.10.2018 года запасов угля в ООО «Коммунальщик» хватит на 2,5 суток, что не соответствует требованиям Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», согласно которому для обеспечения своевременной, бесперебойной подачи топлива в котельную должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами, которые установлены Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377.
Согласно указанному приказу норматив неснижаемого запаса топлива для твердого топлива, доставляемого автомобильным транспортом, установлен в 7 суток.
Отсутствие неснижаемого нормативного запаса топлива предусмотренного для стабильной работы котельных, расположенных на территории Усть-Калманского сельсовета, создает реальную угрозу обеспечения бесперебойного теплоснабжения в жилых помещениях граждан, детских образовательных учреждениях, объектах социального назначения и здравоохранения и может повлечь негативные последствия, а также нарушить права потребителей на надлежащее предоставление коммунальных услуг.
Просит возложить на ООО «Коммунальщик» обязанность сформировать в отопительный период 2018-2019гг. неснижаемый нормативный запас топлива в объеме достаточном для беспрерывной работы котельных с. Усть-Калманка сроком не менее 7 суток. Обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор района А.И. Зайцев заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что формирование неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных с. Усть-Калманка сроком не менее 7 суток позволит избежать чрезвычайной ситуации на территории поселения.
Представитель ответчика ООО «Коммунальщик» С.Г. Панин согласен с исковыми требованиями. Действительно запас топлива на день рассмотрения иска имеется только на трое суток. Собственных средств у общества на приобретение угля в настоящее время нет, т.к. потребители еще не рассчитывались за коммунальную услугу по отоплению. Администрацией района заключен контракт с поставщиком, согласно которому для отопления с. Усть-Калманка приобретено 1530 тонн угля, которые отгружаются на площадку в г. Алейске и с нее уже своими силами уголь транспортируется в котельные. Согласно контракту с сентября по январь будет поставляться по 250 тонн в месяц, февраль – 200 тонн, март – 80 тонн.
На момент рассмотрения иска запасы топлива на котельных с.Усть-Калманка, находящихся в ведении ООО «Коммунальщик» имеются только на трое суток.
Представители третьих лиц администрации Усть-Калманского района Е.А. Копылов и администрации Усть-Калманского сельсовета Е.Г. Кривошапова не возражают против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении".
В соответствии с ч.1 ст.6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 2, 3 данного Порядка, предусмотрено, что неснижаемый нормативный запаса топлива ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива НЭЗТ.
Пунктом 20 Порядка установлено, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. Так для твердого топлива при доставке автотранспортом запас должен быть на 7 суток, при доставке по железной дороге - 14 суточный запас.
Исходя из указанного, неснижаемый нормативный запас топлива должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных до момента поставки топлива автомобильным или железнодорожным транспортом.
Из материалов дела следует, что на территории Усть-Калманского сельсовета услуги по теплоснабжению населению, а также организациям социальной сферы оказывает ООО «Коммунальщик», в соответствии с Уставом (п.3.2) (л.д.22-23).
Указанный вид деятельности также указан в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.24-26).
В соответствии с договором аренды имущественного комплекса ЖКХ от 08.09.2017, имущество, необходимое для оказания услуг тепловодоснабжения передано администрацией Усть-Калманского сельсовета в аренду ООО «Коммунальщик» (л.д. 4-12).
На основании распоряжения администрации района от 01.10.2018 № 125-р отопительный сезон на территории района начат с 01.10.2018 (л.д.20).
Из информации представленной ответчиком прокурору следует, что по состоянию на 23.10.2018 года на котельных ООО «Коммунальщик» имеется запас твердого топлива (угля) в следующих объемах:
- центральная котельная по <адрес> – 10 тонн;
- котельная КБО, <адрес> – 5 тонн;
- совхозная котельная, <адрес> – 8 тонн;
- котельная ЦРБ, <адрес> – 4 тонны;
- база ООО «Коммунальщик», <адрес> 40 тонн;
Среднесуточный расход угля на вышеуказанных котельных в период трех самых холодных месяцев составляет 30 тонн в сутки (л.д.21). Таким образом, по состоянию на 23.10.2018 года запасы угля в ООО «Коммунальщик» были сформированы на 2,5 суток.
Из объяснений представителя ответчика Панина С.Г. в судебном заседании следует, что нормативы запасов топлива уполномоченным органом субъекта для ООО «Коммунальщик» на начало отопительного сезона не утверждены, поскольку они с таким заявлением не обращались. Собственных средств у ООО «Коммунальщик» недостаточно для приобретения угля в необходимом количестве, поскольку потребители еще не вносили плату за отопление за октябрь. Они еще не рассчитались с администрацией района за прошлый отопительный период, задолженность составляет около 4 млн. рублей.
Перед началом отопительного сезона администрация района заключила контракт с поставщиком на поставку угля, согласно которому для отопления с. Усть-Калманка приобретено 1530 тонн угля, которые отгружаются на площадку в г. Алейске и с нее уже ответчик автотранспортом в течение нескольких дней уголь транспортирует в котельные. Согласно контракту с сентября по январь будет поставляться по 250 тонн в месяц, февраль – 200 тонн, март – 80 тонн.
На момент рассмотрения иска запасы топлива на котельных с.Усть-Калманка, находящихся в ведении ООО «Коммунальщик», имеются только на трое суток, неснижаемый запас топлива не сформирован, т.к. весь доставляемый уголь используется для отопления непосредственно.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, признается представителем ответчика, что в настоящее время в котельных ООО «Коммунальщик» не создан нормативный неснижаемый запас топлива, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Усть-Калманского сельсовета, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию оборудования для теплоснабжения объектов жилищного фонда, социально-культурного назначения на территории Усть-Калманского сельсовета, при наступлении отопительного сезона не принял необходимых мер к своевременному обеспечению нормативных запасов топлива в котельных, не обеспечивает неснижаемый запас топлива в котельных в размерах, установленных законодательством.
Поскольку отопительный сезон на момент рассмотрения дела уже наступил, ответчиком не выполняются требования законодательства об обеспечении неснижаемого запаса топлива, замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для жителей Усть-Калманского сельсовета в виде необеспечения отоплением, т.е. привести к невозможности исполнения судебного постановления, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
При подаче исковых заявлений в суд прокурор Усть-Калманского района Алтайского края в соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождён от уплаты государственной пошлины. На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей (в соответствии п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ) следует взыскать с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунальщик» сформировать неснижаемый нормативный запас топлива в объеме достаточном для беспрерывной работы котельных с. Усть-Калманка сроком не менее 7 суток.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Взыскать с ООО «Коммунальщик» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ж.В. Голованова
Мотивированное решение
изготовлено 09.11.2018
Судья Ж.В. Голованова