САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-18580/2015 |
Судья: Прокофьева А.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Бутковой Н.А. |
судей |
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М. |
при секретаре |
Задирако Ю.О. |
рассмотрела в судебном заседании 28 октября 2015 года дело № 2-842/15 по апелляционной жалобе Чертова Н. В. на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2015 года по заявлению Чертова Н. В. о признании незаконным отказа Администрации Курортного района Санкт-Петербурга, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании принять решение об обеспечении жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Чертова Н.В. и его представителя, изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Чертов Н.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Курортного района Санкт-Петербурга в обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обязать Администрацию Курортного района Санкт-Петербурга принять решение об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением на основании названного закона.
В обоснование требований заявитель указал, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в военнизированной пожарной охране Управления государственной противопожарной службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выслуга составила <...> лет. <дата> он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях на общих основаниях. В <дата> обратился в Администрацию Курортного района Санкт-Петербурга с заявлением об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением на основании п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закона Санкт-Петербурга от 20.04.2011 № 180-47 «О порядке предоставления жилых помещений и единовременных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в чем ему было незаконно отказано <дата>.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 15.07.2015 в удовлетворении заявленных Чертовым Н.В. требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Администрация Курортного района Санкт-Петербурга, Чертов Н.Н., Чертова Л.И., Валайка С.Н., Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга извещены, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Согласно положениям ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения заявителя и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 15.07.2015, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что Чертов Н.В. с <дата> по <дата> проходил службу в военизированной пожарной охране Управления государственной противопожарной службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
<дата> был уволен по п. «з» ст. 58 Положения о прохождении службы в МВД Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).
На момент увольнения выслуга лет заявителя составила <...>.
С <дата> Чертов Н.В. с семьей из четырех человек (он сам, супруга Чертова Л.И., дочь Чертова (Валайка) С.Н. и сын Чертов Н.Н.) состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке общей очереди в Администрации района.
Как пояснил заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции, основанием для постановки на учет явилась жилищная обеспеченность менее учетной нормы.
Из справки о регистрации следует, что Чертов Н.В. зарегистрирован с <дата> в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, нанимателем которой он является на основании договора социального найма жилого помещения №... от <дата>. Совместно с заявителем в данной квартире зарегистрированы его супруга Л. и его дети (дочь Чертова (Валайка) С.Н. и сын Чертов Н.Н.).
Чертов Н.В. <дата> обратился в Администрацию Курортного района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи в собственность за счет средств федерального бюджета жилого помещении. В обоснование своего права на получение жилого помещения заявитель сослался на положения п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Закона Санкт-Петербурга от 20.04.2011 № 180-47 «О порядке предоставления жилых помещений и единовременных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Ответом Администрации Курортного района Санкт-Петербурга от <дата> №... Чертову Н.В. было отказано в обеспечении жилым помещением на основании п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом Санкт-Петербурга от 20.04.2011 № 180-47 «О порядке предоставления жилых помещений и единовременных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Основанием к отказу послужил тот факт, что Чертов Н.В. и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Высказывая несогласие с отказом в предоставлении жилого помещения, заявитель указывает на несоответствие данного отказа абзацу 1 пункта 2.1 статьи 15 и абзацу 3 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», которые не устанавливают ограничений для предоставления жилых помещений лицам, имеющим соответствующий статус, в зависимости от оснований постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Действительно, в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
До 01.01.2011 действовала редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005 принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2011 абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в изложенной редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
В соответствии с названным законом статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 14 названной статьи предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Закон Санкт-Петербурга от 20.04.2011 № 180-47 «О порядке предоставления жилых помещений и единовременных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» определяет порядок предоставления гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно положениям п. 1 ст. 1 названного Закона жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам по договору социального найма, в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных действующим жилищным законодательством.
Жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п.4 названной статьи).
Вместе с тем заявитель не учитывает, что как ныне, так и ранее действовавшее законодательство, устанавливало критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий для обеспечения жилым помещением, а также определенный порядок постановки на этот учет и обеспечения жилыми помещениями.
В период прохождения службы Чертовым Н.В. в военнизированной пожарной охране Управления государственной противопожарной службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области действовал Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 № 4338-1, в силу части 6 статьи 15 которого граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В Санкт-Петербурге в указанный период порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих регулировался положениями Инструкции о порядке постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений военнослужащим, увольняемым с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденной Приказом Жилищного комитета мэрии Санкт-Петербурга от 16.06.1994 № 59, согласно которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей, избравшие местом постоянного проживания Санкт-Петербург, по ходатайству командиров (начальников) представляют в третий отдел Санкт-Петербургского городского военного комиссариата следующие документы: заявление на имя председателя Жилищного комитета мэрии Санкт-Петербурга о принятии на учет по обеспечению жилой площадью, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; справка о призыве на военную службу с указанием, каким военным комиссариатом призван в Вооруженные Силы; удостоверение о праве на льготы (при постановке на учет за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями удостоверение предоставляется после увольнения с военной службы); справка о предстоящем увольнении с военной службы; выписка из личного дела о составе семьи; справка о продолжительности прохождения военной службы в календарном исчислении; справка о прописке и характеристика занимаемого жилого помещения (по последнему месту прописки); ходатайство командира (начальника); справка о сдаче жилой площади по последнему месту службы представляется при оформлении ордера на предоставляемую в Санкт-Петербурге жилую площадь.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которыми установлена процедура постановки на соответствующий учет помимо военнослужащих также и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении; в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п. 9 данных Правил).
В соответствии с п. 12 указанных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Пунктом 13 названных Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 14 Правил).
Из анализа приведенных норм следует, что правом воспользоваться установленным порядком обеспечения жилыми помещениями обладают сотрудники Государственной противопожарной службы, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент <дата> принятые органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к этому времени, именно в данном качестве. Право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Чертов Н.В. с <дата> уволен со службы в военнизированной пожарной охране Управления государственной противопожарной службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по состоянию здоровья, с <дата> поставлен на очередь по улучшению жилищных условий в районной Администрации на общих основаниях, а не в качестве военнослужащего, подлежащего обеспечению жилым помещением на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Таким образом, заявитель состоит на учете на общих основаниях, а не на специальном учете.
До увольнения с военной службы либо при увольнении с нее Чертов Н.В. с соответствующим рапортом и необходимыми документами для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, обладающего специальным статусом, не обращался.
С учетом того, что заявителем не предоставлено доказательств соблюдения вышеуказанного порядка реализации прав на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Чертовым Н.В. требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Упоминание в тексте жалобы о правовой позиции суда по другому делу не может повлиять на законность и обоснованность принятого решения, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Судом первой инстанции все обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чертова Н. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: