Решение по делу № 2а-5550/2018 ~ М-5835/2018 от 30.11.2018

Дело № 2а-5550/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола                             18 декабря 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Лаптевой К.Н.,

при секретаре Викторовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры г.Йошкар-Олы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура г.Йошкар-Олы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в котором просила признать информацию о продаже лекарственных средств, размещенную на странице сайта http://www.lesruk.net/cat/med/razdel/rid_209/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой <адрес> по информации УФСБ России по <адрес> Эл о дистанционной продаже рецептурных лекарственных средств на странице веб-сайта в сети Интернет <данные изъяты> проведена проверка Интернет-ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства об обращении с лекарственными средствами, в ходе которой, установлено, что на странице веб-сайта в сети Интернет <данные изъяты> предлагаются к продаже лекарственные средства с доставкой в регионы России. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Проверка возраста лица, приобретающего лекарственные средства, не осуществляется. Покупку указанного вида продукции может осуществить несовершеннолетний, имеющий доступ к сети интернет. Установлено, что на странице сайта <данные изъяты> предлагается купить лекарственные средства - феназепам без рецепта врача. По результатам проведенных УФСБ России по <адрес> Эл оперативно-розыскных мероприятий, установлено, что хостинг сайта интернет ресурса http://www.lesruk.net/ располагается за рубежом, установить собственников сайта не представляется возможным.

В судебное заседание представитель административного истца, представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управления по РМЭ), не явились, извещены надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административного истца и ответчика.

Изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 3 ст. 454 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что особенности

В соответствии с ч. 5 ст. 15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частями 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> по информации УФСБ России по <адрес> Эл о дистанционной продаже рецептурных лекарственных средств на сайте в сети Интернет <данные изъяты> проведена проверка Интернет-ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства об обращении с лекарственными средствами, в ходе которой, установлено, что на сайте в сети Интернет <данные изъяты> предлагаются к продаже лекарственные средства с доставкой в регионы России.

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Феназепам (МНН Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин) относится к категории: «анксиолитики (транквилизаторы), седативные средства и средства для лечения психических расстройств. анксиолитики (транквилизаторы), седативные средства и средства для лечения психических расстройств», относится к сильнодействующим средствам, является транквилизатором, отпускаемым по рецепту врача, обладает успокаивающим действием. Препарат очень сильный, при его передозировке возможен летальный исход. Тяжелые последствия от такого приема могут возникать при сердечно-сосудистых заболеваниях.

В соответствии с указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена включены лекарственные средства, за исключением лекарственных трав.

Согласно ст.52 Федерального закона от 12.04.2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 ст.52 данного Федерального закона.

В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» - если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм законодательства на странице Интернет-сайта <данные изъяты> осуществляется продажа лекарственных средств без лицензии. Также по указанному электронному адресу представлена информация о продаже лекарственного средства феназепам без рецепта врача.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов. Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2016г. н утвержден Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, в соответствии с п.11 которого, указанный реестр публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети Интернет и обновляется ежедневно с сохранением размещения на указанном сайте всех предыдущих редакций реестровых записей.

Препараты, реализуемые посредством страницы сайта

<данные изъяты> включены в указанный государственный реестр лекарственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет") (ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ органом, уполномоченным на внесение указанных сведений в названный реестр является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обеспечение доступа к незаконной информации нарушает права неопределенного круга лиц.

Сведений о том, что сайт в настоящее время не является действующим не представлен.

Согласно представленного ответа УФСБ России по РМЭ установить владельца сайта <данные изъяты> возможным.

С учетом вышеприведенного правового регулирования в совокупности с установленными обстоятельствами суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению административного иска прокурора.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора <адрес> Республики Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию о продаже лекарственных средств, размещенную на Интернет-странице веб-сайта <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Н.Лаптева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (пн).

2а-5550/2018 ~ М-5835/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Йошкар-Олы
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Лаптева Ксения Николаевна
30.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2018[Адм.] Судебное заседание
24.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее