Решение по делу № 33-21193/2014 от 11.09.2014

Судья Зимина А.Е. Дело № 33-21193/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Сидорова П.А.,

судей Мизюлина Е.В., Цуркан Л.С.,

при секретаре Дьяченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2014 года апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 07 июля 2014 года по делу по иску Левитина Валерия Владимировича к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

Левитин В.В. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду о признании неправомерным отказа Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ №16 по г.Москве и МО от 26.12.2013 г. в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж работы периоды: со 02.11.1979 г по 01.01.1980 г. в должности подсобно-транспортного рабочего в СУ по тоннельным работам №48 треста Горнопроходческих работ №1, с 15.10.1980 г. по 06.08.1985 г. – в должностях горного мастера, и.о. начальника участка., и.о. заместителя главного инженера, начальника участка, заместителя начальника управления в СУ по тоннельным работам №48 треста Горнопроходческих работ №1, с 07.08.1985 г. по 05.01.1991 г. в должностях поземного заместителя механика, горного мастера, подземного заместителя начальника участка на шахте «Эстония» ПО «Эстонсланец», обязать ответчика назначить истцу пенсию с первоначальной даты обращения 17.03.2011 г.

Ответчик иск не признал.

Решением Пушкинского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены частично. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ №16 по г.Москве и Московской области от 26.12.2013 года признано незаконным и отменено. На Пенсионный фонд возложена обязанность включить истцу в специальный стаж период работы с 07.08.1985 г. по 05.01.1991 г. в должностях поземного заместителя механика, горного мастера, подземного заместителя начальника участка на шахте «Эстония» ПО «Эстонсланец», и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 25.12.2013 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением, ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить в части включения периода работы истца с 07.08.1985г. по 05.01.1991 г. в должностях: подземного заместителя механика, горного мастера, подземного заместителя начальника участка на шахте «Эстония» ПО «Эстонсланец», поскольку работа проходила на территории Эстонской республики.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, истец обратился к ответчику 20.12.2010 г. за назначением досрочной трудовой пенсии, однако ему было отказано, по мнению Комиссии ответчик по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав стаж истца на тот момент составлял 06 лет 11 мес. 23 дня, в стаж не были зачислены периоды со 02.11.1979 г по 01.01.1980 г., с 15.10.1980 г. по 06.08.1985 г., при этом Комиссия указала, что при таком стаже пенсия истцу может быть назначена с 55 лет. После наступления этого возраста истец вновь обратился с заявлением к ответчику 25.12.2013 г. Решением Комиссии от 26.12.2013 г. ему вновь было отказано в назначении пенсии, при этом в специальный стаж истца помимо указанных ранее не включен еще один период - с 07.08.1985 г. по 05.01.1991 г. в должностях поземного заместителя механика, горного мастера, подземного заместителя начальника участка на шахте «Эстония».

В обоснование исключения этого периода Комиссией указано, что эта работа осуществлялась в Эстонской Республике, следовательно, она не может быть суммирована с другими периодами работы.

Разрешая спор и принимая решение о включении в специальный стаж истца период работы с 07.08.1985г. по 05.01.1991 г. в должностях: подземного заместителя механика, горного мастера, подземного заместителя начальника участка на шахте «Эстония» ПО «Эстонсланец», суд первой инстанции исходил из того, что при назначении досрочной трудовой пенсии по старости лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, необходимо руководствоваться не только нормами Федеральных законов от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но и правилами международного договора. В связи с чем, в соответствии с Договором, заключенным 14.07.2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, при назначении пенсии в соответствии с настоящим договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях договаривающихся сторон, в том числе, на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Период трудовой деятельности истца до распада СССР в декабре 1991 года, когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не может рассматриваться как период деятельности за границей, спорный период относится к российскому страховому и специальному стажу, в связи с чем, может быть включен в специальный стаж.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 указанного закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 года, данный договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Следовательно, по условиям вышеуказанного международного договора как в общий, так и в специальный стаж гражданина России могут включаться периоды работы на территории каждого государства - стороны договора. Условий о легализации документов, подтверждающих стаж работы, данный договор не содержит.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".

Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16).

Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда имелись основания для включения спорного периода работы с 07.08.1985 г. по 05.01.1991 г. в должностях поземного заместителя механика, горного мастера, подземного заместителя начальника участка на шахте «Эстония» ПО «Эстонсланец» в специальный стаж истца.

Доводы жалобы о том, что при включении в специальный стаж истца спорного периода работы, суд не учел правила Международного договора, заключенного 14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, которым не предусмотрено суммирование периодов страхового стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон при определении права на пенсию на льготных условиях и право у истца на такую пенсию могло возникнуть только при выработке требуемого стажа на территории Российской Федерации, хотя истец работал на территории Эстонской Республики, основаны на неправильном толковании норм международного договора от 14 июля 2011 года.

Пункт 3 статьи 5 указанного Договора не содержит ограничений в суммировании стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, кроме случаев совпадения периодов работы по времени их приобретения. Исходя из смысла указанной нормы Договора периоды работы могут суммироваться и по специальному, и по страховому стажу.

Периоды стажа истца по времени их приобретения не совпадают, следовательно подлежат суммированию.

Такое суммирование пенсионного стажа согласуется с положениями п. 4 ст. 5 Договора, согласно которому в случае, если пенсионный стаж, приобретенный согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон, не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

Периоды трудовой деятельности истца до распада СССР в декабре 1991 года (декларация Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 года), когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к российскому страховому, а в части - также и к специальному стажу.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному по существу разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пушкинского городского суда Московской области от 07 июля 2014 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-21193/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Левитин В.В.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ № 16 по г.Москве и МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Мизюлин Е.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
24.09.2014Судебное заседание
07.10.2014Дело сдано в канцелярию
08.10.2014Передано в экспедицию
24.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее