Дело № 33-4275/2014 Докладчик Огудина Л.В.
Судья Гвоздилина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе Уховой Лидии Ивановны, действующей в интересах недееспособной Е., на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 08 октября 2014 года, которым постановлено:
отказать Уховой Лидии Ивановне, действующей в интересах недееспособной Е., в удовлетворении заявленных требований о признании постановления незаконным и понуждении устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения Уховой Л.И., действующей как опекун в интересах недееспособной Е., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации г.Владимира - по доверенности Сысоева Д.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ухова Л.И., являясь опекуном Е., признанной недееспособной, обратилась в суд в интересах последней с заявлением о признании незаконным постановления администрации г.Владимира в части отказа Е. в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязании администрации г.Владимира признать Е. нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет в рамках указанного Закона.
В обоснование требований указала, что постановлением главы администрации г.Владимира от 25 июля 2014 года № 2759 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты администрации города Владимира» (п. 5) принято решение: отказать Е. в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с реализацией в 1986 году права на льготное предоставление жилого помещения. Полагала указанное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку после 1986 года Е. была признана инвалидом **** группы вследствие перенесения лучевой болезни и не могла воспользоваться правом, предусмотренным п. 2 ст. 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1, так как данный нормативный правовой акт вступил в законную силу после предоставления семье Е. квартиры. В настоящее время данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Уховой Л.И. (мать), В. (отец) и А. (брат); в нем проживает 6 человек; уровень обеспеченности Е. общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы, установленной в г.Владимире. Полагала данный отказ нарушающим право недееспособной Е. быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание заявитель Е. не явилась; признана недееспособной на основании решения суда. Законный представитель заявителя Е., являющийся её опекуном, Ухова Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что ей неизвестно почему в 1986 году её супруг получил квартиру без очереди. Также указала, что дочь Е. на тот период времени не была инвалидом, удостоверение чернобыльца стало выдаваться с 1991 года.
Представитель заявителя Сторожук О.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования. Не оспаривая факт получения Уховыми квартиры после выезда из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, пояснила, что Е. стала инвалидом после того, как её семье было предоставлено жилое помещение, и после вступления в силу Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, поэтому предоставленной данным Законом РФ льготой, как инвалид ЧАЭС, она не воспользовалась.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Владимира – по доверенности Сысоев Д.Н. полагал заявление не подлежащим удовлетворению, а оспариваемое решение органа местного самоуправления законным. Пояснил, что Е. проживает в квартире **** общей площадью **** кв.м в доме **** по ****, которое на основании ордера **** от **** было предоставлено семье заявителя без очереди, как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, что установлено решением Октябрьского районного суда г.Владимира по делу № 2-1416/2011. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 данной льготой граждане вправе воспользоваться один раз.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявителем Уховой Л.И., действующей как опекун в интересах недееспособной Е., поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие заявителя Е., признанной недееспособной решением Ленинского районного суда г.Владимира от ****, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом статья 17 данного Федерального закона является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами жилищного законодательства,
Исходя из положений ст.ст.49, 51, 52 ЖК РФ и Определений Конституционного Суда РФ (от 12.04.2011 № 551-О-О, 05.03.2009 № 376-О-П, 01.12.2009 № 1548-О-О и других) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях; предоставление данной категории граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органами местного самоуправления возможно лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.
Как указал Конституционный Суд РФ, такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Закон) предусмотрены меры социальной поддержки для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе право на обеспечение жилой площадью.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 13 данного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Данным Законом в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в п.3 ч.1 ст. 14 предусматривалось для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в этом населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14, п.7 ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в действующей редакции) правом на обеспечение жилой площадью названные в Законе категории граждан вправе воспользоваться один раз.
На основании п.5 Постановления Центрального комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 07 мая 1986 года N 524-156 "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны "Чернобыльской атомной электростанции" Совету Министров Украинской ССР, Министерству энергетики и электрификации СССР и другим министерствам и ведомствам было предписано обеспечить трудоустройство высвобождаемых работников предприятий, организаций и учреждений, расположенных в зоне Чернобыльской АЭС, на других предприятиях, в организациях и учреждениях республики на весь период технологического ожидания (простоя), а при необходимости - на предприятиях, в организациях и учреждениях других союзных республик, а Советам Министров союзных республик - осуществлять по направлению Совета Министров Украинской ССР внеочередное трудоустройство указанных работников, а также выплачивать этим лицам компенсации, предусмотренные пунктом 1 (кроме подпункта "г") Постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1981 года N 677, и обеспечивать их жильем.
Статьями 38 и 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период с 1983 года по 01 марта 2005 года, предусматривалось, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, являющийся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, а норма жилой площади на одного человека устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Е. страдает тяжелой формой хронического заболевания, является инвалидом первой группы (причина инвалидности - увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС).
Решением Ленинского районного суда г.Владимира от **** Е. признана недееспособной.
Постановлением главы г.Владимира от **** **** опекуном недееспособной Е. назначена её мать - Ухова Л.И.
Из копий удостоверений Е. и В., выданных ****, и иных материалов дела следует, что **** они, как эвакуированные из зоны отчуждения, прибыли из **** в г.Владимир.
Впоследствии Е. **** выдано удостоверение, как перенесшей лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшей инвалидом.
Как установлено вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Владимира от **** и усматривается из материалов настоящего дела, на основании решения исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов от **** **** отцу Е. - В. выдан ордер от **** **** на жилое помещение (трехкомнатная квартира жилой площадью **** кв.м), расположенное по адресу: **** (в настоящее время адрес: ****), на состав семьи из четырех человек: В., его супруга Ухова Л.И., дочь Е. и сын А., как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В своем решении суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции в апелляционном определении от 09 июня 2011 года, вынесенном по указанному делу, ссылались на п.7 ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.
По договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от **** указанная квартира была передана в собственность В., Уховой Л.И. и А.; Е. дала согласие на приватизацию без её участия.
Из свидетельств о государственной регистрации права от **** усматривается, что на основании соглашения о выделе в натуре долей в квартире от **** собственниками жилого помещения в настоящее время являются Ухова Л.И. (собственник жилой комнаты площадью **** кв.м и общая долевая собственность - **** доли в праве) и А. (собственник комнаты площадью **** кв.м и общая долевая собственность – **** доли в праве).
Согласно выписке из домой книги ООО «****» от **** в вышеуказанной квартире общей площадью **** кв.м зарегистрированы и проживают 6 человек: Е., её родители - Ухова Л.И. и В., её брат - А., её племянник - М., супруга брата С.
На учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в администрации г.Владимира Е. не состоит.
Также материалами дела установлено, что **** и **** Е. обратилась в администрацию г.Владимира с заявлениями о принятии ее, как инвалида **** группы Чернобыльской АЭС, составом семьи один человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением администрации г.Владимира от **** **** ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как обеспеченной жильем более учетной нормы.
Решением Октябрьского районного суда от **** данное постановление признано незаконным и на администрацию г.Владимира возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Е.
**** Е. обратилась в администрацию г.Владимира с аналогичным заявлением.
Согласно протоколу **** заседания жилищной комиссии при
администрации г.Владимира от **** присутствующая на рассмотрении заявления опекун Е. - Ухова Л.И. уточнила, что просит поставить дочь на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Постановлением администрации г.Владимира от 25 июля 2014 года № 2759 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Владимира и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акта администрации г.Владимира» Е. в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с реализаций в 1986 году права на льготное предоставление жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, ст. ст. 49, 51, 52, 57 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", правильно установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, пришел к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку совокупность перечисленных выше обстоятельств безусловно свидетельствует о реализации Уховой Е.В. в 1986 году права на льготное предоставление жилого помещения в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 07 мая 1986 года № 524-156 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны «Чернобыльской атомной электростанции».
Оценивая доводы заявителя о том, что инвалидом она стала после предоставления в 1986 году жилого помещения и не участвовала в приватизации, суд указал, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении её прав заинтересованным лицом и не являются основанием для повторного предоставления ей жилого помещения в рамках вышеназванного Закона РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ.
В силу п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч.1 ст. 13 данного Закона гарантируется одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст.14 данного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период с 1983 года по 01 марта 2005 года, предоставлялись жилые помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда.
Судом установлено, что занимаемое Е. жилое помещение было предоставлено семье Уховых вне очереди на основании решения исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов **** от ****, как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Какие-либо иные правовые основания для предоставления жилого помещения у них отсутствовали.
При таких данных судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку совокупность перечисленных выше обстоятельств безусловно свидетельствует о реализации Е. в составе семьи В. в 1986 году права на льготное предоставление жилого помещения в соответствии с действующим в тот период законодательством.
Оспариваемое постановление органа местного самоуправления принято в пределах его полномочий, соблюдением процедуры и в соответствии с нормами действующего законодательства.
В связи с этим, требования заявителя о признании незаконным постановления администрации г.Владимира от 25 июля 2014 года и возложении обязанности поставить её на учет нуждающихся в получении жилого помещения в рамках Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 являются необоснованными в связи с реализацией в 1986 году права на льготное предоставление жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: ****, было предоставлено В. с составом семьи 4 человека, как работнику предприятий и организаций и не обуславливалось его статусом прибывшего из зоны Чернобыльской катастрофы, опровергается имеющимися в деле доказательствами и вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда от ****, и в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ не подлежат оспариванию.
Ссылка в апелляционной жалобе на принятие в 1991 году Закона РФ по вопросу обеспечения жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о том, что Е., как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не воспользовалась правом на предоставление ей жилого помещения в рамках данного Закона, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Право граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, на льготное обеспечение жилым помещением первоначально предусматривалось нормативными правовыми актами органов власти СССР, а впоследствии получило законодательное закрепление в Законе РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1. При этом испрашиваемая льгота (бесплатное предоставление жилья) данной категорией граждан может быть получена однократно, что прямо закреплено в п. 2 ч.1 ст.14, п. 1 ч.1 ст.15, п. 7 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». То есть право Е. на льготное обеспечение жилым помещением, как пострадавшей в результате аварии на ЧАЭС и выехавшей из зоны отчуждения, было реализовано на основании законодательства, регулирующего в 1986 году возникшие правоотношения, и принятие в последующем указанного Закона РФ не свидетельствует о возникновении у неё повторного права на льготное обеспечение жильем по иному основанию - установление инвалидности с причиной: увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с установленными судом обстоятельствами и оценкой исследованных по делу доказательств, которым судом дана правильная оценка. Оснований к иной оценке обстоятельств и доказательств по делу у судебной коллегии не имеется.
Судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 08 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уховой Л. И., действующей от имени Е., - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Г.Н. Гришина