АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Орел Дело №А48 – 4481/2012
17 января 2013г.
Резолютивная часть объявлена 14.01.2013г.
Полный текст изготовлен 17.01.2013г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Костиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1025700832112, адрес: 302040, Орловская область, Орловский район, г.Орел, ул.Октябрьская, 66)
к индивидуальному предпринимателю Гришину Сергею Александровичу (г.Орел, ОГРНИП 304572022400025)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя
-
не явился, извещен в порядке ст.ст.121-123 АПК РФ,;
от ответчика
-
не явился, извещен в порядке ст.ст.121-123 АПК РФ,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также – заявитель, УГАДН по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гришина Сергея Александровича (далее также – ответчик,
ИП Гришин С.А., предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В качестве правового обоснования заявителем указано на осуществление предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подп.«з» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №280.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что с выявленными нарушениями согласен. В силу ч.3 ст.156, ч.3 ст.205 АПК РФ неявка индивидуального предпринимателя Гришина С.А. не препятствует рассмотрению дела.
Оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Гришин Сергей Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304572022400025 (л.д.36-40).
Из материалов дела следует, что ответчику выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 06.10.2008г. регистрационный номер АСС-57-201406 (л.д.28).
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
В соответствии с распоряжением (приказом) заместителя начальника Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области от 31.10.2012г. №853 (л.д.15-17) государственным инспектором УГАДН по Орловской области Матюхиным В. Н. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Гришиным С.А. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. С распоряжением (приказом) от 30.10.2012г. №853 предприниматель ознакомлен 07.11.2012г., о чем свидетельствует соответствующая отметка и подпись указанного лица.
Поводом для внеплановой проверки послужила информация начальника Управления ГИБДД УВД по Орловской области от 24.10.2012г. №387/12 о дорожно-транспортном происшествии с участием транспортного средства – автобуса ПАЗ-3205 государственный регистрационный знак М975ЕК 57 RUS, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Гришину С.А. (л.д.19).
По результатам проверки составлен акт от 20.11.2012г. №707 (л.д.11-14) и в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1, ч.6 ст.28.3 КоАП РФ - протокол от 20.11.2012г. №001361 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.10-11). Экземпляр акта от 20.11.2012г. №707 вручен ответчику, протокол об административном правонарушении от 20.11.2012г. №001361 составлен в его присутствии, права, предоставленные ст.25.1 КоАП РФ, ИП Гришину С.А.разъяснены, копия протокола им получена, что подтверждается подписями предпринимателя. Согласно объяснениям предпринимателя, изложенным в протоколе, ответчик с выявленными нарушениями согласился, возражений, а также замечаний на протокол не представил.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 20.11.2012г. №001361 ответчику вменяются нарушения:
- в путевой документации отсутствует отметка о прохождении послерейсового медицинского осмотра водителя по возвращении в гараж в нарушении требований ст.20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в нарушении п.3 п.16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
- не составлен график работы водительского состава на линии на ноябрь 2012г. в нарушение п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени ивремени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, в нарушении требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- не проведено служебное расследование дорожно-транспортного происшествия (ДТП с транспортном, принадлежащим ИП Гришину Сергею Александровичу карточка учета дорожно-транспортного происшествия УГИБДД по Орловской области). Акт проведения служебного расследования ДТП не составлен, в нарушении ст. 20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 26.04.1990г. №26);
- не составлен план-график проведения ТО и ремонта транспортных средств на ноябрь 2012г., в нарушение ст. 20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.2.2 положения о ТО и Р подвижного состава авт. РСФСР от 20.09.1984г.
Поскольку в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, УГАДН по Орловской области обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ИП Гришина С.А. к административной ответственности.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 24 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №280.
В п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, приведен перечень лицензионных требований и условий, в число которых входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подп.«з»), а также соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подп.«и»).
В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В силу п.2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Согласно п.9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с подп.5 п.3 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, путевой лист должен содержать такие обязательные реквизиты, как сведения о водителе, которые в силу подп.2 п.7 Порядка включают, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Согласно п.16 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Проведенной проверкой установлено, что ИП Гришиным С.А. не исполнены данные требования законодательства – не обеспечено надлежащее оформление путевых листов от 02.10.2012г. №001855, от 05.10.2012г. №001931, от 06.10.2012г. №001948, от 06.10.2012г. №001958, от 23.10.2012г. №002299 в части указания в них даты, времени проведения послерейсового медицинского осмотра водителя (л.д. 20-24).
Ответчиком не представлено доказательств того, что им предпринимались все зависящие от него меры по обеспечению исполнения требований подп.2 п.7, п.16 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, в том числе осуществлялся должный контроль за надлежащей фиксацией в путевых листах сведений о проведении послерейсового медицинского осмотра водителя.
Пунктом 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
Пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени ивремени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, предусмотрено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» учет рабочего времени осуществляется с применением табелей учета рабочего времени, которые применяются для учета фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации времени, контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда и составления статистической отчетности по труду.
В ходе проверки было установлено, что ИП Гришиным С.А. не обеспечено надлежащее исполнение требований законодательства в части составления графиков работы водительского состава на линии. Документация по учету и контролю за соблюдением рабочего времени и времени отдыха водителей, затребованная административным органом, не представлена предпринимателем ни в период проверки, ни при рассмотрении настоящего дела.
В силу п.2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, к основным требованиям к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, относятся: проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Статьями 3, 15-18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. №647, предусмотрено, что учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.
Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996г. №22 «О форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»).
В нарушение вышеизложенных норм ИП Гришиным С.А. не проведено служебное расследование по факту имевшего место 23.10.2012г. дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащего ему транспортного средства ПАЗ-3205 государственный номер М975ЕК 57 RUS, документация по учету ДТП по форме, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996г. №22, отсутствует.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (п.4 ст.18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ).
Согласно п.2.5.2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.1994г. №554) при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г.
В соответствии с п.2.2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г., техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.
Пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1997г. №1302), установлено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В ходе проверки установлено, что ИП Гришиным С.А. не был составлен план-график проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Как следует из письменных объяснений ИП Гришина С.А., изложенных в протоколе об административном правонарушении от 20.11.2012г. №001361, а также представленных при рассмотрении настоящего дела, ответчик признал факт совершения вменяемого ему правонарушения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что решением Арбитражного суда Орловской области от 27.07.2012г. по делу №А48-2710/2012 ИП Гришин С.А. уже был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. за осуществление подлежащей лицензированию деятельности - перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушениями лицензионных требований и условий. Данный факт учитывается судом в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3, ст.4.6 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.
Доказательств наличия в отношении ИП Гришина С.А. обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание, что ответчиком при осуществлении лицензируемого вида деятельности, сопряженного с эксплуатацией источника повышенной опасности, допущены нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, внеплановая проверка в отношении него назначена и проведена по факту дорожно-транспортного происшествия с участием используемого им для перевозки пассажиров транспортного средства, арбитражный суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Гришина С.А. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 3 500 руб.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Гришина Сергея Александровича (09.06.1977г.р., уроженца п.Знаменка Орловского района Орловской области, зарегистрированного по адресу: г.Орел, ул.Кромская, д.11, кв.52, ОГРНИП 304572022400025)к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 500 руб.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
УФК по Орловской области (УГАДН по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
Статус 08
ИНН 5753007741
КПП 575301001
ГРКЦ ГУ Банка России по Орловской области, г.Орел
Расчетный счет: 40101810100000010001
БИК 045402001
КБК 10611690040046000140
ОКАТО 54401000000.
Документ об уплате штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить арбитражному суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова