Решение от 27.11.2014 по делу № 3-102/2014 от 06.11.2014

Дело № 3-102/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2014 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.А.

при секретаре Семенниковой А.В.,

с участием:

представителя истца ЗАО «Искитим-Бердск-уголь» Русиной Н.Б.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области Сиденко В.С.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Пустоваловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Искитим-Бердск-уголь» об установлении кадастровой стоимости,

у с т а но в и л :

Закрытое акционерное общество «Искитим-Бердск-уголь» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ххххх, общей площадью 18 923 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): Новосибирская <адрес>, в размере его рыночной стоимости, 21750000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ххххх, общей площадью 18 923 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): Новосибирская <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения торговой деятельности. Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года № 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащего ЗАО «Искитим-Бердск-уголь» земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. определена в размере 58 045 356, 35 рублей. Однако, в соответствии с отчетом ООО «ХХХХ» , рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 21750 000 рублей. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 10 ноября 2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Новосибирской области.

В судебном заседании представитель истца ЗАО «Искитим-Бердск-уголь» Русина Н.Б. требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области Сиденко В.С. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве, о наличии у истца права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, и против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Пустовалова О.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возражала, указав, что управление является ненадлежащим ответчиком, так как заказ работ по проведению государственной кадастровой оценки земель и выбор исполнителя на территории Новосибирской области осуществлялся Росреестром. Кроме того, полагала, что представленная истцом нормативно-методическая экспертиза не подтверждает действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, в связи с чем, должна быть проведена экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В ранее представленном отзыве указал на наличие у ЗАО ««Искитим-Бердск-уголь» права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной.

Выслушав представителей истца ЗАО ««Искитим-Бердск-уголь», Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ оценка земли может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель либо путем определения ее рыночной стоимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса, РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Специальные правила порядка определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения установлены в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24.18 данного закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ЗАО ««Искитим-Бердск-уголь» является собственником земельного участка с кадастровым номером ххххх, общей площадью 18 923 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, адрес (местоположение): Новосибирская <адрес> (л.д. 12 том 1).

Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на 01.01.2010 г. и составляет 58 045 356, 35 рублей. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 г. № 535-п.

В соответствии с отчетом № 96-р/2014 от 29.07.2014 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «ХХХХ», рыночнаястоимость земельного участка, общей площадью 18 923 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения торговой деятельности, адрес (местоположение): Новосибирская <адрес>, по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 21750 000 рубля.

Согласно экспертному заключению от 14.08.2014 г. Общероссийской YYYY, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО «ХХХХ» соответствует требованиям нормативных документов Российской Федерации в области оценочной деятельности.

Доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о необходимости предоставления не нормативно-методической экспертизы, а экспертного заключения на подтверждение стоимости объекта оценки, суд считает не основанными на законе.

Так, абзацем 16 статьи 24.18 Федерального закон от «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Ссылки представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в рассматриваемой части на судебную практику Высшего Арбитражного Суда РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку определения и постановления судов по конкретным делам источниками права не являются.

При этом, из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО «ХХХХ» усматривается, что при проведении рыночной стоимости участка специалистами использован метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым была произведена достаточно большая выборка земельных участков - аналогов и с учетом их характеристик, за счет использования поправок, определена рыночная стоимость участка истца. Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

Таким образом, исходя из приведенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого истцом земельного участка его рыночной стоимости.

Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 г. № 535-п, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххххх были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.

Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской <адрес> о том, что к участию в деле подлежал привлечению Росреестр, а в требовании к Управлению необходимо отказать, суд считает основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О кадастровом учете» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно пункту 4 данного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как следует из пункта 1 Типового положения о территориальном органе федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. № 395, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости

на территории Новосибирской области.

В силу положений пунктов 7.1, 7.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществляет: ведение государственного кадастра недвижимости; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; а также организует проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ЗАО «Искитим-Бердск-уголь» требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░-░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 18923 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 21750 000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 15.04.2015

3-102/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАО "Искитим-Бердск-уголь"
Ответчики
Правительство Новосибирской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
06.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2014Передача материалов судье
07.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Подготовка дела (собеседование)
17.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2014Судебное заседание
01.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2014Дело оформлено
27.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее