Решение по делу № 33-202/2017 (33-16992/2016;) от 09.12.2016

Судья Панкратова Т.В.                      Гр. дело №33-202/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2017 года                             г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :

председательствующего Емелина А.В.,

судей Никоновой О.И., Улановой Е.С.,

при секретаре Устяк Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Беловой Г.Ф. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 октября 2016 года, которым постановлено:

«В иске Беловой Г.Ф. отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., объяснения представителя Беловой Г.Ф. – Зуева О.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Белова Г.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к мэрии г.о. Тольятти об обязании исключить жилое помещение из числа служебных. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в мэрию г.о. Тольятти с просьбой исключить из числа служебных и передать в собственность жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в передаче указанного жилого помещения в собственность, так как данное жилое помещение в муниципальной собственности не значится. Истец считает отказ незаконным. На основании изложенного Белова Г.Ф. просила суд исключить из числа служебных жилых помещений трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; Обязать мэрию г.о. Тольятти принять на баланс жилого фонда – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Белова Г.Ф. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, и заключить с ней договор о безвозмездной передачи квартиры в собственность. Указывает, что поскольку объекты жилищного фонда отнесены к муниципальной собственности в силу прямого указания закона, в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, то спорный объект подлежит безвозмездной передаче из федеральной в муниципальную собственность, а орган местного самоуправления обязан принять данный объект.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Беловой Г.Ф. – Зуев О.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители мэрии г.о. Тольятти, Министерства здравоохранения РФ, ФГБУ санаторий «Лесное», ТУ Росимущества в Самарской области в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.

В силу требований ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что согласно ордеру на служебное жилое помещение серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, работающей в санатории «Лесное» предоставлено служебное помещение на семью 5 человек (в том числе дочь-ФИО2 (Белову), ДД.ММ.ГГГГ расположенное по адресу: <адрес>

Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанному жилому дому присвоен почтовый адрес: <адрес>.

Согласно выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «<данные изъяты>» по адресу <адрес> зарегистрированы по месту жительства Белова Г.Ф., ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (сын истца с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (дочь истца ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 (зять истца с ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО5 (внучка истца с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (внук истца с ДД.ММ.ГГГГ).

Из имеющейся в материалах дела трудовой книжки следует, что Белова Г.Ф. в настоящее время является сотрудником ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    ДД.ММ.ГГГГ мэрия г.о. Тольятти на обращение Беловой Г.Ф. по вопросу передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, сообщила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность не передавалось и в реестре муниципальной собственности не значится, соответственно мэрия г.о. Тольятти не в праве передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, правильно исходил из того, что решение об изменении статуса жилого помещения, путем исключения его из числа служебного, является правом собственника такого имущества. До настоящего времени спорное имущество является федеральной собственностью, поскольку жилое помещение не передано в муниципальную собственность.

Согласно п.4 Решения исполнительного комитета Тольяттинского городского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено служебное жилье санаторию «<данные изъяты>» в том числе дом <адрес>.

В соответствии с Постановлением администрации г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании жилого фонда санатория «Лесное» жилое помещение в доме по почтовому адресу: <адрес>, статуса служебного жилого помещения не утратило.

Распоряжением ТУ Росимущества -р от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении за Федеральным государственным учреждением санаторием «Лесное» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию на праве оперативного управления имущества федеральной собственности, за ФГУ санаторий «Лесное» Росздрава на праве оперативного управления закреплен жилой дом по адресу: <адрес>», адрес изменен на: <адрес> (л.д.21,22).

    До настоящего времени жилой фонд, расположенный по адресу: <адрес>, относится к федеральной собственности, учтен в реестре федерального имущества за , используется санаторием «Лесное» в качестве специализированного жилого фонда. Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения Российской Федерации возникло на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Указанные в названной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.Положения пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).

При этом согласно пункту 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В Приложении N 3 к указанному Постановлению в пункте 1 указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

В соответствии с подп. 3 п.7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что имущество, находящееся в федеральной собственности и предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передачи в муниципальную собственность.

В соответствии со ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации», полномочия по исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда также отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 года № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ», Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.

В силу п.5.2.2. указанного Положения, Министерство здравоохранения России в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочия собственника, в том числе имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 года № 1286-р был утвержден перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздрава России, включающий ФГБУ санаторий «Лесное» Минздрава России (п.197).

    Согласно пункту 1.1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения Российской Федерации», утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 02.09.2011 года № 1018, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении санатория.

    Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что именно Минздрав России является полномочным федеральным органом исполнительной власти, обладающим правом по исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения Российской Федерации необоснованно привлечено к участию в деле в качестве ответчика, судом не принимаются, так как предмет заявленных исковых требований непосредственно затрагивает права и обязанности собственника имущества.

    Однако, исковых требований по исключению спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда к Министерству здравоохранения Российской Федерации Беловой Г.Ф. не заявлено.

Из материалов дела следует, что мэрия г.о. Тольятти о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность не обращалась, уполномоченный орган государственной власти, в свою очередь также решения о передаче указанного имущества не принимал.

При этом бездействие территориальных органов государственной власти Беловой Г.Ф. не оспаривалось.

Таким образом, спорное имущество является федеральной собственностью, в муниципальную собственность г.о. Тольятти не передавалось, в связи с чем, судом первой инстанции обосновано отказано в удовлетворении требования истца об обязании мэрии г.о. Тольятти принять спорную квартиру на баланс муниципалитета.

Кроме того, суд пришел к правильному выводу о том, что изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью, понуждение собственника жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда г. Самары и включению его в состав социального жилищного фонда, действующим законодательством не предусмотрено, закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти Российской Федерации обязанность изменить по требованию лица занимающего жиле помещение цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования. Принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда относится к полномочиям органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, суд своим решением, не вправе исключить спорное жилое помещение из числа служебных.

Указывая на отсутствие оснований для использования квартиры как служебного жилья, истец не опровергла факт нахождения жилого <адрес> в оперативном управлении ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ и использование его в целях проживания работников санатория. При этом из Постановления Администрации г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что санаторий «Лесное» является учреждением закрытого типа для лечения больных туберкулезом и на его территории не допускается проживание семей граждан, не связанных с обслуживанием больных этого санатория. Доказательств нахождения спорного объекта недвижимости вне границ территории санатория материалы дела не содержат. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что до настоящего времени жилищный фонд, расположенные по адресу <адрес> используется ФГБУ санаторий «Лесное» в качестве специализированного жилого фонда в целях уставной деятельности.

На основании п.4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Требование Беловой Г.Ф. заявленное в апелляционной жалобе об обязании мэрии г.о. Тольятти заключить с истцом договор о безвозмездной передаче квартиры в собственность в суде первой инстанции заявлено не было, предметом рассмотрения не являлось, в связи с чем, не может быть удовлетворено судебной коллегией.

Судебная коллегия считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, предоставленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права, а потому доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, правильно примененных судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беловой Г.Ф. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи

33-202/2017 (33-16992/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Белова Г.Ф.
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
ТУ Росимущества в Самарской области
Мэрия г.о.Тольятти
Другие
Шапкина А.В.
Управление государственным имуществом РФ
Санаторий "Лесное" г.Тольятти
Зуев О.Г.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Никонова О. И.
12.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее