Дело № 2а-892/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 26 ноября 2019 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш.,
при секретаре судебного заседания Байболатовой Н.Б.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Дагестан к Исмаилов Д.М. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Республике Дагестан (далее по тексту - МРИ ФНС № по РД, Налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Исмаилов Д.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 96 508 рублей и пени в размере 106 рублей 16 копеек, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 325 рублей и пени в размере 36 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям регистрирующего органа Исмаилов Д.М. является владельцем:
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2012 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108-24, гос. регистрационный знак №, 2012 г.в.;
- легкового автомобиля ВАЗ 217030, гос. регистрационный знак №, 2012 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108-10, гос. регистрационный знак №, 2011 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108-10, гос. регистрационный знак №, 2011 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 1990 г.в.;
- грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.;
- грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2003 г.в.;
- грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2015 г.в.;
- грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2015 г.в.;
- грузового автомобиля КАМАЗ 53504-46, гос. регистрационный знак № 05, 2015 г.в.
В связи с тем, что в установленный Налоговым кодексом РФ срок Исмаилов Д.М. налог не уплатил, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени. Налоговым органом в отношении Исмаилова Д.М. выставлено требование № от 06.12.2017 об уплате налога и пени, в котором сообщалось о наличии у него задолженности за 2016 год и о размере начисленной на сумму недоимки пени и предлагалось добровольно погасить задолженность. МРИ ФНС № по РД направлено в мировой суд заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с ответчика задолженности по налогу. Судебный приказ отменен судьей, так как в установленный ч.3 ст.123.5 КАС РФ срок от должника поступило возражение относительно его исполнения.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении дела не просили и не представили сведения об уважительности неявки.
Административным ответчиком направлено возражение, в котором он просит отказать в иске, а дело рассмотреть без него.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции Российской Федерации, а также ч.1 ст.3, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Исмаилов Д.М. является (являлся) собственником транспортных средств, признаваемого объектом налогообложения: грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2012 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108-24, гос. регистрационный знак №, 2012 г.в.; легкового автомобиля ВАЗ 217030, гос. регистрационный знак №, 2012 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108-10, гос. регистрационный знак №, 2011 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108-10, гос. регистрационный знак №, 2011 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 1990 г.в.; грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.; грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2013 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 44108, гос. регистрационный знак №, 2003 г.в.; грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2015 г.в.; грузового автомобиля без марки модель 689977, гос. регистрационный знак №, 2015 г.в.; грузового автомобиля КАМАЗ 53504-46, гос. регистрационный знак №, 2015 г.в.
23.07.2017 года в адрес Исмаилова Д.М. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного и земельного налога, которое последним исполнено не было.
В связи с неисполнением Исмаиловым Д.М. обязанности по уплате налога 06 декабря 2017 года в его адрес налоговым органом выставлено требование № об уплате транспортного налога в размере 96508 рублей, транспортного налога в размере 14 700 рублей и земельного налога в размере 325 рублей, которым установлен срок уплаты до 17 января 2018 года.
В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В установленный срок административный ответчик требование не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Заявление МРИ ФНС № по РД о вынесении судебного приказа о взыскании с Исмаилова Д.М. налога и пени поступило мировому судье судебного участка № <адрес> Республики Дагестан в 11 апреля 2019 года.
12 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № <адрес> Республики Дагестан вынесен судебный приказ о взыскании с Исмаилова Д.М. задолженности по уплате транспортного, земельного налогов и пени в размере 96939,52 рублей и государственной пошлины в размере 1554, 10 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Дагестан от 06 августа 2019 года указанный судебный приказ отменен.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца 2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что заявление МРИ ФНС № по РД о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка № по <адрес> Республики Дагестан 11 апреля 2019 года, тогда как срок для добровольного исполнения требования об уплате налога был определен до 17 января 2018 года, следовательно, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек 17 июля 2018 года. Таким образом, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа за пределами шестимесячного срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока истец не обращался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
23 октября 2019 года МРИ ФНС № по РД обратилась в суд с настоящим административным иском к Исмаилову Д.М. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам, в то время как последний день обращения в суд истек 17 июля 2018 года.
Из анализа положений п. п. 1-3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен шестью месяцами со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О).
При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено.
При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании недоимки не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 95 508 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 106, 16 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 325 ░░░░░░, ░░░░ 36 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 96 939, 52 ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░