Решение по делу № 33а-3768/2019 от 12.03.2019

Судья: Ермакова О.А.     адм.дело №33а-3768/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара

16 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего     Сивохина Д.А.,

судей                        Клюева С.Б., Емелина А.В.,

при секретаре                Ивановой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Красноглинского районного суда г.Самары от 9 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия,

установила:

Степанова З.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 600,00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Для приобретения прилегающего земельного участка 19.09.2018 административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков. Распоряжением от 22.10.2018 №РД-1710 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что часть образуемого участка относится к территории общего пользования. С таким решением административный истец не согласна, так как границы территории общего пользования на испрашиваемом земельном участке градостроительными документами не установлены.

Полагая свои права нарушенными, административный истец просила признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 22.10.2018 №РД-1710 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать административного ответчика рассмотреть повторно ее заявление о предоставлении муниципальной услуги.

Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 09 января 2019 года требования удовлетворены. Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 22.10.2018 №РД-1710 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения повторно рассмотреть заявление Степановой З.А. от 18.09.2018 о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности.

В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства г.о. Самара Муллова А.А. доводы жалобы поддержала.

Представитель административного истца Степановой З.А. – Пчелинцев Д.В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства не просили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия на основании ст. 150, ч.2 ст.306 КАС РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив кадастрового инженера Скрипкина С.А., проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что Степанова З.А. является собственником земельных участков с кадастровым номером площадью 600,00 кв.м и с кадастровым номером площадью 585,0 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> соответственно.

19.09.2018 Степанова З.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером , находящегося в ее собственности. Согласно представленной схеме расположения земельного участка в результате перераспределения предполагается образование земельного участка площадью 848 кв.м.

Распоряжением от 22.10.2018 №РД-1710 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп. 11 п. 9 ст. 39.29, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ по причине того, что в соответствии со сведениями, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о Самара, часть образуемого земельного участка принадлежит территории общего пользования. Также указано, что земельный участок расположен в функциональной зоне существующего естественного ландшафта по Генеральному плану г.о. Самара, предусматривающей размещение объектов, указанных в п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

Разрешая спор и признавая данное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что документы территориального планирования, устанавливающие красные линии на территории, где расположен образуемый земельный участок, не разрабатывались и не утверждались. Сведения, содержащиеся в ИСОГД, по мнению суда, не подтверждают соблюдение порядка нанесения красных линий. Кроме того, по своему фактическому использованию испрашиваемый земельный участок не относится к местам общего пользования.

С такими выводами судебная коллегия не может согласиться.

Согласно подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что, в свою очередь, является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В силу взаимосвязанных положений п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами являются территориями общего пользования и не могут передаваться в частную собственность.

Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Из системного толкования положений пункта 6 статьи 23, пункта 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что красные линии, как существующие, так и планируемые отображаются и закрепляются в градостроительной документации, в частности в документах территориального планирования (схемы территориального планирования, карты планируемого размещения объектов, генеральные планы), в документах градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), в документации по планированию территории (проекты планировки территории, проекты линевания территорий, градостроительные планы). Данные документы носят нормативный характер и являются обязательными, в том числе для уполномоченных органов при решении вопроса по распоряжению земельными участками.

Информация о том, что часть образуемого земельного участка принадлежит территории общего пользования содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД) в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539, что подтверждается выкопировками из ИСОГД, сведениями из ИСОГД, представленными в виде служебных записок (л.д. 87, 88, 92, 174, 175, 176, 232, 233).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

В соответствии с п. 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363 (далее - Положение), информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в п. п. "а" - "з" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

В частности, к сведениям, подлежащим включению в указанные системы, относится основная часть проекта планировки территории (п. 8 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ).

Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 56 ГрК РФ).

Как следует из ч. 1.1 ст. 57 ГрК РФ, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется в том числе органами местного самоуправления городских округов в пределах своей компетенции путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных ч. 4 ст. 56 Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с ч. 1.2 и 1.3 данной статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 56 ГрК РФ.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 9 Положения).

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.

Распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.

Согласно пункту 1.3 Положения ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения основные разделы ИСОГД формируются путем размещения поступающих в Департамент от органов государственной власти или органов местного самоуправления копий документов применительно к территории городского округа Самара, содержащих сведения, которые подлежат размещению в ИСОГД.

Таким образом, поскольку сведения о наличии на территории, где расположен испрашиваемый земельный участок, планировочных ограничений и о нахождении части образуемого земельного участка в границах красных линий, содержатся в ИСОГД, являющейся официальным источником информации в сфере градостроительной деятельности, оснований для критической оценки данных сведений и вывода об отсутствии утвержденной документации по планированию территории у суда не имелось.

То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании административного истца, равно как и отсутствие возражений соседних землепользователей и председателя ЖСК «Горелый Хутор» относительно передачи административному истцу в собственность данного участка, не имеют правового значения, поскольку согласно материалам дела спорный земельный участок является частью проезда, то есть отнесен к территории общего пользования г.о. Самара, и в силу закона и не подлежит передаче в частную собственность. Самовольное занятие земельного участка из земель общего пользования и его фактическое использование, в том числе длительное время, не порождает каких-либо прав на такой земельный участок.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение об отказе в перераспределении земельных участков по причине принадлежности испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования соответствует действующему законодательству, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца и возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков не имеется.

В силу положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г.Самары от 9 января 2019 года отменить.

Постановить по данному административному делу новое решение которым в удовлетворении административного искового заявления Степановой З.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения от 22.10.2018 №РД-1710 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, понуждении рассмотреть повторно заявление о предоставлении муниципальной услуги отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-3768/2019

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Степанова З.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
председатель ТСН Горелый Хутор Жижин В.К.
Пчелинцев Д.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
12.03.2019[Адм.] Передача дела судье
02.04.2019[Адм.] Судебное заседание
16.04.2019[Адм.] Судебное заседание
07.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее