АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67- 812/08
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2008г.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2008г.
Судья Арбитражного суда Томской области А.С. Кузнецов,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузнецовым А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Бондаренко Константину Сергеевичу
о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Хромин А.В. по доверенности от 14.01.2008г.;
от ответчика (лицо, привлекаемое к административной ответственности) – без участия,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Томской области) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Бондаренко К.С. (далее – ответчик) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования о привлечении предпринимателя Бондаренко К.С. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, пояснил, что факт совершения ответчиком административного правонарушения имел место, доказывается материалами дела, просил суд заявленные требования удовлетворить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, заявлений, ходатайств не представил. Отзыв на заявление ответчиком не представлен.
Дело рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания ответчика, в соответствии со ст.ст. 156, 205 АПК РФ по имеющимся в нем доказательствам.
Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судом установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Бондаренко К.С., 18.08.1986 г. рождения, уроженец г. Северска Томской области, зарегистрированный Инспекцией ФНС России по ЗАТО Северск Томской области 03.04.2006г. за ОГРН 306702409300021, свидетельство 70 № 001177260, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии АСС-70-059337, сроком действия с 15.12.2006г. по 15.12.2011г.
21.02.2008г., 11 час. 30 мин. УГАДН по Томской области была проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя Бондаренко К.С. по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в результате которой были выявлены нарушения и составлен акт № 114 от 21.02.2008г., согласно которому предпринимателем Бондаренко К.С. нарушаются лицензионные требования и условия при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно: осуществляется перевозка пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту № 442 без договора с заказчиком перевозок – Администрацией Томской области; без паспорта маршрута, утвержденного заказчиком перевозок – Администрацией Томской области; без графиков (расписаний) движения, согласованных с заказчиком перевозок – Администрацией Томской области; предпринимателем Бондаренко К.С. не соблюдается установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Заместителем начальника отдела АТН и КМАП УГАДН по Томской области Хроминым А.В., в отношении индивидуального предпринимателя Бондаренко К.С., был составлен протокол серии ТМО № 001682 от 21.02.2008г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, который послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя заявителя арбитражный суд считает заявление о привлечении индивидуального предпринимателя Бондаренко К.С. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и наложение на него соответствующего административного взыскания обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно Примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ установлено, что лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю: лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е ) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Из статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу статьи 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог определенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Требования о необходимости согласования и утверждения паспорта и схемы маршрута предусмотрены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
В силу пункта 5.2.1 Положения № 2 владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Согласно пункту 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию. Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок.
Из пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200, а также параграфа 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 № 176, следует, что расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения № 2 владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута, разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
При этом в силу статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Судом в ходе судебного заседания установлено, что доказательства разработки предпринимателем Бондаренко К.С. таких графиков и их утверждения (согласования) в установленном порядке в материалах дела отсутствуют.
Статьями 1, 9 Закона Томской области "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области" от 10.04.2001 № 21-ОЗ предусмотрена организация перевозок пассажиров в Томской области на основе заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между перевозчиком, то есть юридическим или физическим лицом, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, и органами государственной власти и местного самоуправления либо уполномоченными ими юридическими лицами, выступающими заказчиками перевозок.
Учитывая изложенное, предприниматель Бондаренко К.С., осуществляя деятельность по перевозкам пассажиров на автобусе по регулярному пригородному маршруту № 442, проходящему как по территории г. Томска, так и по территории ЗАТО Северск, должен был заключить договор с органами государственной власти и местного самоуправления либо уполномоченными ими лицами.
Обязанность по соблюдению установленных режимов труда и отдыха водителей предусмотрена в ст. Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в пункте 2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранспорта России от 30.03.1994 № 15, в п. 3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27, в п. 2.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, а также в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
В соответствии с п. 7 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Как следует из материалов дела, водитель Бахтиаров А.Х. работал на автобусе ПАЗ-320540 гос.№АА179/70 с 21.01.2008г. по 26.01.2008г. 6 дней в количестве 60 ч. 45 мин., указанное нарушение подтверждается представленными на проверку путевыми листами за вышеуказанный период.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что индивидуальный предприниматель Бондаренко К.С. осуществлял на автобусе ПАЗ-320540 регистрационный знак А А179/70 перевозку пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту № 442 с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
1. Предприниматель Бондаренко К.С. осуществлял перевозку пассажиров по регулярному межмуниципальному маршруту №442:
- без договора с заказчиком перевозок - Администрацией Томской области, что является нарушением требований пунктов 1, 9 Закона Томской области от 10.04.2001г. №21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области»;
- без паспорта маршрута, утвержденного заказчиком перевозок - Администрацией Томской области, что является нарушением требований п. 5.2.1. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, пунктов 1, 9 Закона Томской области от 10.04.2001г. №21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области»;
- без графиков (расписаний) движения, согласованных с заказчиком перевозок – Администрацией Томской области, что является нарушением требований п. 5.2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, §5 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987г. №176, абзацем 1 пункта 55 «Правил
организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200.
2. Индивидуальным предпринимателем Бондаренко К.С. не соблюден установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, что является нарушением требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.3.6. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте»,утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, п. 3.3.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27, п. 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч.2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Представленными заявителем доказательствами - протоколом серии ТМО N 001682 об административном правонарушении от 21.02.2008г.; актом проведения внеплановой проверки № 114 от 21.02.2008г., путевыми листами; маршрутными расписаниями; журналом регистрации путевых листов; объяснениями предпринимателя Бондаренко К.С. подтверждено нарушение ответчиком ряда требований по обеспечению безопасности дорожного движения и перевозок, соблюдение которых является обязательным при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с условиями, указанными в выданной лицензии.
С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным в ст. 28.2 главы 28 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др., также имеется отметка о разъяснении прав.
В связи с изложенным, суд считает, что имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя Бондаренко К.С. к административной ответственности по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ и назначения ему административного наказания.
При определении подлежащей взысканию суммы штрафа арбитражный суд исходит из принципов справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также учитывает признание вины ответчиком, и считает возможным назначить наказание в минимальных пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 156, 167 - 170, 205 - 206 АПК РФ, ст.ст. 2.4, 3.1, 4.1, 4.2, ч. 3 ст. 14.1, ст.ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.8 - 29.10 КоАП РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 18.08.1986 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, 2 - 63, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 03.04.2006░. ░░ ░░░░ 306702409300021, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 14.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░ ░░).
░░░: 7021016438.
░░░: 701701001.
░░░ ░░░░░: 69401000000.
№ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 40101810900000010007.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░.
░░░: 046902001.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░: 106 1 16 30000 01 0000 140.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░