Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2014 года Дело № 2-4789/2014
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10 октября 2014 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Николенко Н.В.,
при секретаре Латыповой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Северная» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Северная» (далее – ООО «Агрофирма «Северная») о возложении обязанностей: подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, составить на отходы I - IV классов опасности паспорта опасных отходов, провести инвентаризацию отходов производства и потребления, получить лицензию на деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности, утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
(том ПДВ), получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Срок исполнения - не позднее 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указано, что в результате проверки соблюдения юридическим лицом природоохранного законодательства установлено, что основной деятельностью
ООО «Агрофирма «Северная» является птицеводство мясного направления, предприятие имеет производственное подразделение – птицефабрику, расположенную в <адрес>. Являясь природопользователем, предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляя выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обращение с отходами производства и потребления. На момент проверки ООО «Агрофирма «Северная», имея стационарные источники (в том числе котельную) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, подлежащие государственному учету и нормированию, не имеет утвержденного и согласованного с органами Росприроднадзора Российской Федерации проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (том ПДВ). Согласно государственному статистическому отчету формы 2ТП-воздух за ДД.ММ.ГГГГ птицефабрикой выброшено в атмосферу <данные изъяты> тонн загрязняющих веществ. Выбросы производятся без специального разрешения. Кроме того, в ходе производственной деятельности образуется <данные изъяты> видов отходов, в том числе I - IV классов опасности, в том числе отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные масла, обтирочный материал, отходы потребления, подобные коммунальным, куриный помет. На момент проверки у предприятия отсутствовал утвержденный и согласованный с органами Росприроднадзора Российской Федерации проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Предприятие имеет объект размещения отходов – пометохранилище вместимостью
<данные изъяты> тонн, мощностью <данные изъяты> тонн в год. Осуществляя деятельность по размещению куриного помета, относящегося к отходам 3 (свежий) и 4 (перепревший) классов опасности, предприятие не имеет лицензию на деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности. Паспорта на отходы I - IV классов опасности не оформлены, не подтвержден класс опасности образующихся отходов, учет образования и движения отходов в установленной законодательством форме не ведется. В ходе проверки выявлено фактическое размещение, а не временное накопление отдельных видов отходов: в соответствии с отчетами формы 2-ТП-отходы за ДД.ММ.ГГГГ г. г., свыше года не передавались на утилизацию отработанные ртутьсодержащие лампы. В ходе осмотра территории птицефабрики выявлены места несанкционированного размещения отходов (металлолома, отходов от разборки зданий), загрязнение территории нефтепродуктами. Бездействием
ООО «Агрофирма «Северная» нарушает положения федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха».
В судебном заседании старший помощник прокурора Чкаловского района
г. Екатеринбурга ФИО4 исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в суд не явился, будучи надлежаще извещенным судебной повесткой, направленной почтой по месту регистрации, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, возражений против иска не представил.
С учетом положений статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон
«Об отходах производства и потребления»), в соответствии со статьей 11 которого юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В данном случае подразделение отходов на классы опасности осуществляется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа
2013 года № «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (часть 3 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов (статья 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Вышеперечисленные требования ООО «Агрофирма «Северная» при осуществлении производственной деятельности на птицефабрике не выполнены.
При рассмотрении дела установлено, что уставной деятельностью ООО «Агрофирма «Северная» являются, в том числе разведение сельскохозяйственной птицы, производство мяса сельскохозяйственной птицы и продуктов из мяса. Предприятие осуществляет производственную деятельность в ряде обособленных подразделений, включая птицефабрику по адресу: <адрес>,
<адрес>. Местом нахождения постоянно действующего органа является:
<адрес>. В процессе эксплуатации указанного объекта образуются отходы производства и потребления, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, что подтверждается расчетами суммы платы по объекту негативного воздействия, постановлением о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил обращения с отходами производства и потребления), актом проверки Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу стационарного объекта. Доказательств иного в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено. В справке, направленной ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильскому межрайонному природоохранному прокурору, инженер-эколог
ООО «Агрофирма «Северная» ФИО5 с выявленными нарушениями согласилась, отсутствие необходимых документов обосновала тем, что документы находятся в стадии подготовки.
С учетом изложенного исковое заявление в части возложения обязанностей подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, составить на отходы I - IV классов опасности паспорта опасных отходов, провести инвентаризацию отходов производства и потребления, утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (том ПДВ), получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) подлежит удовлетворению. Суд находит возможным установить срок для устранения нарушения - не позднее 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Требование о возложении на ООО «Агрофирма «Северная» обязанности получить лицензию на деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности удовлетворению не подлежит. В силу пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
«О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности» для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, в котором, в том числе, указывает вид деятельности, который он намерен осуществлять. Поскольку получение лицензии носит исключительно заявительный характер, по инициативе соискателя и исходя из его намерения, суд не вправе возложить на
ООО «Агрофирма «Северная» такую обязанность. Как следует из части 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды может повлечь приостановление по решению суда размещения либо эксплуатации объектов.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 4 000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 12, 198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Северная» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Северная» обязанности в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, допущенные в обособленном структурном подразделении – птицефабрике, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, составить на отходы I - IV классов опасности паспорта опасных отходов, провести инвентаризацию отходов производства и потребления, утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (том ПДВ), получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кушвинский кирпичный завод» государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения подать в суд, принявший решение, заявление об отмене заочного решения. Одновременно должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Чкаловский районный суд
г. Екатеринбурга.
Председательствующий Н.В. Николенко