АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
23 июня 2010 года
Дело № А33-7904/2010
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Семинаеву Владимиру Яковлевичу
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствии сторон,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.Н. Фроловым,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - МУГАДН) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Семинаева Владимира Яковлевича (далее – В.Я. Семинаев) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещён о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомления о вручении от 02.06.2010 № 66004956690724 и № 66004956690717).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, определение от 01.06.2010 г. направлено в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении, которое возвращено органом почтовой связи в связи с истечением срока хранения. Согласно пункту 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. В материалах дела, представленных административным органом в суд, имеется ходатайство от лица, привлекаемого к административной ответственности о рассмотрении дела без его участия и пояснение, согласно которому В.Я. Семинаев признаёт факт совершения вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, В.Я. Семинаев осуществляет предпринимательскую деятельность – перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек – на основании лицензии № АСС-24-032466, сроком действия с 15.10.2005 по 15.10.2010.
Должностным лицом МУГАДН при проверке предпринимательской деятельности В.Я. Семинаева установлено, что лицом, привлекаемым к административной ответственности:
- графики работы (сменности) водителей на линии не составляются (отсутствуют);
- не обеспечено хранение оформленных путевых листов;
- перевозка пассажиров и багажа по заказу не соответствует установленным требованиям.
В связи с выявлением указанного выше нарушения должностным лицом МУГАДН 25.05.2010 был составлен протокол об административном правонарушении (серия КЯК № 050444) по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
31.05.2010 последовало обращение МУГАДН в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежат, в том числе, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьёй 2 Закона о лицензировании, лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, являются, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 предусмотрено, что режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в числе прочих, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В нарушение приведённых норм действующего законодательства, согласно путевых листов № 974 от 07.05.2010, № 993 от 09.05.2010, № 1003 от 10.05.2010, № 1028 от 13.05.2010, № 1045 от 15.05.2010 на водителя Ф.А. Убиенных, перевозящего пассажиров по заказу на маршруте «г. Шарыпово – г. Красноярск» на май 2010 года график работы (сменности), утвержденный руководителем отсутствует.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Пункт 18 указанных Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 предусматривает хранение оформленных путевых листов не менее пяти лет.
Факт нарушения вышеуказанных норм действующего законодательства подтверждается материалами дела: актом проверки № 56/1130003 от 25.05.2010, протоколом об административном правонарушении от 25.05.2010 Серии КЯК № 050444 и В.Я. Семинаевым не оспаривается.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта» (далее - Устав АТ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Согласно пункту 1.2.3.1 Положения «об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса России № 2 от 08.01.1997 (далее – Приказ Минтранса № 2), автобусные перевозки по регулярности осуществления подразделяются на:
- регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках);
- разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом).
Пунктами 5.12 – 5.17 Приказа Минтранса № 2 установлен осуществления туристско - экскурсионных, специальных перевозок и перевозок по разовым заказам.
Согласно пункту 5.16 Приказа Минтранса № 2, при туристско - экскурсионных перевозках и перевозках по заказам заказчик обеспечивает, в том числе, руководителей групп - списком пассажиров, заверенным заказчиком.
В силу пункта 5.12 Приказа Минтранса № 2 оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско - экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Устава АТ в случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Устава АТ).
В соответствии с пунктом 95 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок) посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Согласно пункту 95 Правил перевозок транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми:
- над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
- на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
- на заднем окне транспортного средства.
В силу пункта 94 Правил перевозок договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
В нарушение вышеуказанных требований, у водителя Шевченко Николая Владимировича, перевозящего пассажиров 15.04.2001 в 10 час. 02 мин. По заказу на маршруте «Красноярск – Шарыпово» (согласно сообщению № 01 от 15.04.2010) отсутствовал договор фрахтования, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа
Факт нарушения вышеуказанных норм действующего законодательства подтверждается материалами дела, а именно: сообщением № 01 об обнаружении административного правонарушения от 15.04.2010, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 56 от 25.05.2010, актом об отсутствии документированной информации хозяйствующего субъекта ИП Семинаева В.Я. от 25.05.2010, Свидетельством о регистрации транспортного средства серии 24 ОХ 426455, путевыми листами № 789 от 15.04.2010, № 974 от 07.05.2010, № 985 от 08.05.2010, № 993 от 09.05.2010, № 1003 от 10.05.2010, № 1028 от 13.05.2010, № 1045 от 15.05.2010 протоколом об административном правонарушении от 25.05.2010 (серия КЯК № 050444), объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности и В.Я. Семинаевым не оспаривается.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, включены в территориальных органах Ространснадзора должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 25.05.2010 (серия КЯК № 050444) составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии В.Я. Семинаева.
Арбитражным судом установлено, что предусмотренные статьями 28.2, 28.5 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении МУГАДН соблюдены.
Предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ИП Семинаева В.Я. к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истёк.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что в действиях ИП Семинаева В.Я. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следовательно, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено, поэтому арбитражный суд считает возможным назначить ИП Семинаеву В.Я. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере - 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Семинаева Владимира Яковлевича, 01.09.1951 г.р., уроженца Красноярского края, Ордженоникидзевского района, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю 24.10.2006 за основным государственным регистрационным № 306245929700047, проживающего по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, 6-й мкр., д. 22, кв. 130, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить индивидуальному предпринимателю Семинаеву Владимиру Яковлевичу административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Семинаева Владимира Яковлевича в доход бюджета 3000 рублей административного штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Красноярскому краю (МУГАДН),
ИНН 2463216498,
Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001
ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск,
БИК 040407001, КПП 246301001,
КБК 10611690050050000140, ОКАТО 04440000000.
Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть представлена суду.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Н.Н. Фролов