Дело № 2-3713/2015
А-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2015 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,
при секретаре Барышевцевой Е.С.,
с участием представителя истца Масловой И.Ю., ответчика Турбова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска к Турбову А.А. о взыскании суммы переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г. Красноярска обратилось в суд с вышеуказанным иском к Турбову А.А., мотивируя требования тем, что с 00.00.0000 года истцом Турбову А.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца (СПК) в связи со смертью отца – Т.. Для подтверждения права на получение пенсии по СПК, ответчик представила истцу справку об обучении по очной форме в ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», срок окончания обучения – Z. 00.00.0000 года вынесено решение об установлении с 00.00.0000 года федеральной социальной доплаты к пенсии Турбова А.А.. Согласно ответу ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», ответчик отчислен из числа студентов на основании приказа № У от 00.00.0000 года. В связи с тем, что ответчиком не было сообщено о факте прекращения обучения органу, выплачивающему пенсию, возникла переплата пенсии по СПК и федеральной социальной доплаты за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в размере Z рублей, которую просят взыскать с ответчика, равно как и возмещение расходов по уплате государственной пошлине.
В судебном заседании представитель истца Маслова И.Ю., действующая на основании доверенности У от 12 января 2015 года, исковые требования поддержала, подтвердила изложенные выше обстоятельства, дополнительно пояснила, что сумма переплаты ответчиком до настоящего времени не погашена.
В судебном заседании ответчик Турбов А.А. исковые требования признал, указав, что с размером заявленной истцом переплаты пенсии согласен, готов возвратить указанную сумму переплаты.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 9 указанного Закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
На основании ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 1102 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что на основании заявления Турбова А.А. от 00.00.0000 года о назначении пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 6-8), Турбову А.А. была назначена пенсия по случаю потери кормильца – отца Т. в размере Z., в том числе фиксированный базовый размер Z., с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, что подтверждается решением от 00.00.0000 года (л.д. 28-29).
Решением об установлении Федеральной социальной доплаты к пенсии от 00.00.0000 года Турбову А.А. установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере Z с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года (л.д. 31).
Для подтверждения своего права на получение пенсии, ответчиком представлена справка ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» о том, что он является студентом 1 курса, по очной форме обучения, со сроком обучения с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года (л.д. 9).
Согласно представленным ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» сведениям, Турбов А.А. отчислен из университета с 00.00.0000 года как Z (приказ № У от 00.00.0000 года) (л.д. 30), в связи с чем, истцом 00.00.0000 года принято решение о прекращении выплаты пенсии с 00.00.0000 года (л.д. 32).
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что вследствие отчисления ответчика Турбова А.А. из числа студентов учебного заведения, о чем последнему не могло быть неизвестно, ответчик утратил право на получение пенсии по случаю потери кормильца, тем не менее, не предоставил в пенсионный орган сведения о прекращении обучения, что свидетельствует о его недобросовестности и порождает ответственность, предусмотренную гражданским законодательством.
Таким образом, выплаченная без оснований, предусмотренных законодательством, сумма переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии составила Z рублей (л.д. 11), является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Расчет задолженности, представленный стороной истца проверен судом, признан арифметически верным.
Доказательств, опровергающих представленный истцом расчет и тот факт, что сумма задолженности иная, ответчиком не представлено, более того, сумма заявленных к взысканию исковых требований ответчиком признается.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении с иском в суд истцом уплачена по платежному поручению У от 04 марта 2015 года государственная пошлина в размере Z., которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Турбова А.А. в пользу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Октябрьском районе г. Красноярска суммы переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере Z рублей, возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме Z.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Т.Н. Вожжова
Копия верна: Т.Н. Вожжова