Дело № 2 - 5 /2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2015 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием ответчика ФИО1,
представителя ответчика адвоката АП ПК ФИО3,
при секретаре Дёминой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами;
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось с иском к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан мотивированы следующим: ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 22 км автодороги <адрес> сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: грузового автомобиля марки *** модели №, регистрационный номер №, принадлежащего ответчику, под управлением водителя ФИО2. Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на грузовой автомобиль №. Взвешивание производилось на весовом оборудовании МВСК (весы подкладные электронные для взвешивания автомобильного транспорта) фирмы ООО «Вектор - Пм», модификации (модель) МВСК-25, заводской номер №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, что подтверждает достоверность результатов взвешивания. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышение значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч. 1 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортными средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила *** рубля. Указанная сумма в добровольном порядке в 10 –дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были. В связи с тем, что в акте № от ДД.ММ.ГГГГ программный расчет был произведен без учета погрешности 2 % (п. 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125), ГКУ Служба весового контроля РБ впоследствии составила уточненный расчетный лист от ДД.ММ.ГГГГ к акту № от ДД.ММ.ГГГГ года, сумма ущерба по которому составила *** рублей *** копейки вместо *** рублей. В соответствии с Указанием Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № 2873-у», на дату составления искового заявления ДД.ММ.ГГГГ размер ставки рефинансирования составляет 8,25 %. При этом период просрочки уплаты ущерба на дату составления искового заявления ДД.ММ.ГГГГ по акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ составляет 551 день. При таких обстоятельствах сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, по акту № от ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рубль *** копеек. Общая сумма иска составляет *** рублей *** копеек, из которой *** рублей *** копейки сумма ущерба, *** рубль *** копеек проценты за пользование чужими денежными средствами по акту № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы. Истец в силу действия Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом РБ по транспорту и дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ года, выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности РБ, в соответствии с постановлением РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». В целях эффективного исполнения возложенных на ГКУ Службу весового контроля РБ обязанностей Министерством финансов РБ ДД.ММ.ГГГГ был открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № к лицевому счету бюджета №, открытому Министерству финансов РБ в Управлении Федерального казначейства по РБ (письмо Министерства финансов РБ № от ДД.ММ.ГГГГ года). Назначение платежа: возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ. Так как сумма ущерба не поступает в распоряжение ГКУ Служба весового контроля РБ, а зачисляется напрямую в бюджет Республики Башкортостан, ГКУ Служба весового контроля РБ не имеет реальной возможности воспользоваться такими денежными средствами. Из чего следует, что ГКУ Служба весового контроля РБ, производит взыскание в бюджет РБ, а значит взыскание суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения РБ при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами в пользу ГКУ Служба весового контроля РБ равносильно взысканию в бюджет РБ. Следовательно, истец, наделенный функциями по контролю, взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов и расчету размера ущерба, причиненного при перевозке тяжеловесного груза, выступает не как хозяйствующий субъект, действующий в собственных интересах, а выступает участником публичных правоотношений, действующим в пределах предоставленных полномочий и в интересах РБ, а поэтому является лицом, освобожденным от уплаты госпошлины при обращении в суды. По смыслу статьи 209 ГК РФ полномочия владения принадлежат собственнику имущества, поэтому, осуществляя полномочия владельца автомобильных дорог, при подаче искового заявления, истец действует от имени субъекта РФ – Республики Башкортостан. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз – это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств, согласно приложения № или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № к указанному постановлению. Предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 272. В соответствии с п. 2.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения. В соответствии с пунктами 1.2 – 1.5 Порядка, акт о временном ограничении или прекращении движения транспортного по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в <адрес> или подведомственными ему организациями. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р на автомобильных дорогах РБ регионального и межмуниципального значения с 1 по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам РБ регионального и межмуниципального значения (временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложением 1, 2, 3 к указанному распоряжению. При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РФ причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использоваться автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. При этом в соответствии с ч. 1 ст.31 Федерального закона № 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения указанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч.3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ). Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. В специальном разрешении указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения. Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля. В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Указанным федеральным органом исполнительности власти является Министерства транспорта РФ (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 395). Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля. В соответствии с п. 2.2.2 Порядка, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно п. 2.2.2.1.2, взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № – р, является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства РБ. В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и /или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения РБ, заключенному между ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ и ГКУ Служба весового контроля РБ, утвержденного Председателем Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования РБ владельца автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения». Согласно п.п. «а» п. 1.1 указанного соглашения, ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ № 125, полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования РБ, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р или указанными в специальном разрешении. Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с п.п. 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125. Согласно п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортным средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов. Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В <адрес> размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения». Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а так же размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Истец ГКУ Служба весового контроля РБ просит взыскать с ответчика ФИО1 денежные средства *** рублей *** копеек, в том числе сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам РБ, в размере *** рублей *** копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере *** рубль *** копеек за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба за период 551 день по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и с дальнейшим начислением процентов на сумму долга по день вынесения решения суда.
Представитель истца Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан предоставил пояснения по иску. Указал, что порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, порядок организации пунктов осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на передвижном пункте весового контроля (ППВК № 4) совместно с сотрудниками ГИБДД. Переносное весовое оборудование включает в себя весы платформенные электронные МВСК А(В) фирмы «Вектор – Пм» №, поверенные ДД.ММ.ГГГГ, имеющие сертификат об утверждении типа средств измерении от ДД.ММ.ГГГГ. Надлежащее оснащение ППВК № подтверждается Актом № приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ и актом приемки от ДД.ММ.ГГГГ оборудования передвижного поста весового контроля на базе автомобиля *** (номер №). Указанный автомобиль «Газель» является передвижным пунктом весового контроля № 4, подтверждается графиком совместных выездов сотрудников УГИБДД МВД по РБ и ГКУ Служба весового контроля РБ. Дислокация на 22 км автодороги Уфа – Инзер – Белорецк подтверждается служебным заданием № от ДД.ММ.ГГГГ года. В п. 12 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что передвижные пункты располагаются на площадках в полосах отвода, покрытие которого соответствует паспорту применяемых средств измерения. Полосы отвода являются пригодными для размещения на них грузоприемных устройств. Каждый автомобиль «Газель» оборудован мачтой освещения, общая площадь освещения 450 кв.м. ГКУ Служба весового контроля РБ надлежащим образом обустроила Пункт весового контроля № 4, который произвел взвешивание автомобиля ответчика. Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось, на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обеспечивается ГКУ УДХ РБ. В период весенней распутицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р и согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Башкиравтодор» установлены дорожные знаки 3.12. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УДХ РБ направило в адрес ОАО «Башкиравтодор» обращение об установке дорожных знаков в соответствии с приложениями 1, 2, 3 распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УДХ направило письмо № в ОАО «Башкиравтодор» о необходимости демонтажа временных дорожных знаков, ограничивающих предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств. Временные дорожные знаки были установлены во исполнение распоряжения Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 145-р. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения РФ, Правил перевозки грузов и дополнительных требований, требований, указанных в разрешении на перевозку груза. Водитель ФИО2 в силу п. 1.3 Правил дорожного движения обязан соблюдать требования Правил, то, что водителю не было известно о существовании временных ограничений, введенных с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, не освобождает его от ответственности. Информация о введении временного ограничения движения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была опубликована на официальном интернет – портале правовой информации Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству, информация о введении временного ограничения была опубликована в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ. Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обеспечивается Государственным Казенным Учреждением Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан. Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков, осуществляется в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 50, которое не предусматривает организацию объезда при введении таких ограничений. (л.д. 74-76, 99-103)
Представитель истца Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан предоставил дополнительные пояснения по иску. Указал следующее: На основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ произведен расчет вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения. Наименование дороги (участок), по которой следовало транспортное средство, определяется из маршрута движения (<адрес>) так, чтобы попасть из пункта отправления до пункта прибытия необходимо проехать по дорогам регионального и (или) межмуниципального значения РБ, при этом учитывается самый короткий путь следования. Длина участка, влияющая на размер вреда, определяется пройденным путем по установленной дороге согласно картографии до дислокации ППВК № 4. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в соответствии с Правилами возмещения вреда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 934, по формуле в постановлении. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ года, транспортное средство, принадлежащее ответчику, проехало по автомобильной дороге РБ общего пользования Уфа – Инзер – Белорецк. Размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства в РБ определены Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с указанным Постановлением, при превышении предельно допустимых осевых нагрузок свыше 60 % расчет размера вреда определяется по отдельному расчету с применением метода математической экстраполяции. Все расчеты, фиксируемые в акте, производятся программным обеспечением к весовому оборудованию. Расчеты ущерба на ось транспортного средства при превышении предельно допустимой нагрузке на ось свыше 60 % в период временного ограничения на ось возможно произвести по формуле Р (размер вреда) = 607 * Н (превышение свыше 60 % предельно допустимых осевых нагрузок) – 9090, которая разработана ФГУП «Российский дорожный научно – исследовательский институт» при Минтрансе РФ и закреплена приказом ГКУ Служба весового контроля РФ по применению данной формулы. Норма нагрузки, согласно Распоряжения Правительства РБ № – р от ДД.ММ.ГГГГ с учетом расположения осей транспортного средства ответчика, составляет 5 – 4 – 3. Расчет: 1 ось фактическая нагрузка 4,95 т, зафиксированная при взвешивании, норма 5 т, превышения нет; 2 ось фактическая нагрузка 10,85 т, зафиксированная при взвешивании, норма 4 т, учитываемый вес 4,08 т с учетом 2 %, в соответствии с п. 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125, превышение вычисляется методом вычитания учитываемого веса от фактической нагрузки 10,85 т – 4,08 и = 6,77 т превышение, которое путем математической прогрессии переводится в процентное отношение к учитываемому весу 4,08 т и составляет 165 % (6,77/4,08*100 = 165), для установления ущерба в рублях, который рассчитывает по методу математической экстраполяции 607 * 165 – 9090 = 91065; 3 ось фактическая нагрузка 10,88 т, норма 4 т, учитываемый вес с учетом 2 % - 4,08 т, превышение 6,72 т, составляющее 164 %, ущерб 607 * 164 – 9090 = 90458. Базовый компенсационный индекс 2013 года равен 1,4531. Размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства рассчитывается исходя из Постановления Правительства РФ № 934: автомобиль ответчика, рассчитанный на нагрузку 25 тонн с учетом 2 % (п. 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125) 25,50 тонн, фактическая масса 26,6 тонн, превышение допустимой нагрузки составило 1,10 т, что с учетом таблицы 1 составляет вред 240. Расчет платы в счет возмещения вреда по участку автомобильной дороги с применением формулы Пр=(Рпм+(Рпом1+Рпом2+?+Рпом i)) x S х Ттг, составляет *** рублей. По вопросу места расположения учреждений, осуществляющих выдачу специальных разрешений пользователями автомобильных дорог, истец поясняет, что на дорогах РБ подобных пунктов выдачи разрешений не имеется. Разрешения на перевозку тяжеловесного груза в РБ на основании Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № выдаются в <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дорожные знаки 3.12 (ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства) установлены ОАО «Башкиравтодор». Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ фактическая масса автомобиля составила 26,6 т. В полномочия ГКУ Служба весового контроля РБ не входит сличение груза по товарной накладной и фактически имеющего в транспортном средстве. Взвешивание производилось на весовом оборудовании, весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ года. Весовое оборудование установлено верно и в соответствии с руководством по эксплуатации. Составленный акт соответствует требованиям п. 2.1.1.2.2 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125. Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ года, размер причиненного ущерба составил *** рубля. Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком не предоставлено. Истец составил уточненный расчет с учетом 2 % на основании п. 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125. Превышение предельных значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Учитывая отсутствия доказательств добровольной уплаты платежей, носящих обязательный характер, требование об их принудительном взыскании с ответчика, по мнению истца, правомерно, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, по мнению истца, правомерно. Истец исчислил сумму процентов за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ в п. 15 указано, что оплата должна быть произведена в течении 10 банковских дней. (л.д. 159-167)
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал полностью, просит оставить без удовлетворения. Пояснил, что является собственником автомобиля *** гос.номер №. На момент рассмотрения иска индивидуальную предпринимательскую деятельность не осуществляет, статуса индивидуального предпринимателя не имеет. Указанным автомобилем управляет по доверенности на право управления водитель ФИО2 Водитель ФИО2 выехал в <адрес> за рулонами металла ДД.ММ.ГГГГ, после погрузки возвращался из <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ водитель был остановлен на пункте весового контроля на автодороге Белорецк – Уфа. При взвешивании установили превышение массы. Водителю разъяснили, что дороги закрыты. По результатам взвешивания составили акт, автомобиль поставили на стоянку. Водитель с результатами замеров не согласился. ФИО2 сообщил истцу, который выехал на место. В отношении водителя составили протокол об административном правонарушении, назначили административный штраф. После подписания документов, уплаты штрафа истцу вернули автомобиль. На автодороге не было предупреждающих знаков, не указаны объездные пути, весы стояли на обочине дороги. О закрытии дорог не знал, интернетом не пользуется, газет Республики Башкортостан не читает. В <адрес> движение по дорогам ограничивается позднее 20 апреля. Постановление о наложении административного штрафа не обжаловал, претензии и возражения по акту в письменной форме не направлял.
Ответчик ФИО1 предоставил письменные возражения по исковым требованиям. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий истцу автомобиль *** с грузом металлопроката под управлением водителя ФИО2 был остановлен на 22 км километре автодороги Уфа – Инзер – Белорецк, специалистом Службы весового контроля РБ было произведено взвешивание автомобиля на платформенных электронных весах, по результатам взвешивания был составлен акт о превышении допустимых нагрузок на оси транспортного средства. Ответчик не согласен с результатами взвешивания, с расчетом причиненного ущерба. Согласно техническим характеристикам автомобиля ***, его снаряженная масса составляет 10 050 кг или 10,05 тонн. Согласно транспортной накладной вес перевозимого груза составляет 15,530 тонн. Общий вес транспортного средства вместе с грузом не мог превышать 25,580 тонн. При взвешивании транспортного средства был установлен общий вес равный 26,6 тонн, что ставит под сомнение правильность произведенных измерений. Истцом не предоставлена инструкция в полном виде на платформенные электрические весы. Специальная площадка для весов подготовлена не была. Весы были установлены на полосе отвода проезжей части на асфальтовом покрытии. Дорожное к покрытие в виду интенсивной эксплуатации систематически приходит в негодность, дорожными службами периодически проводятся соответствующие ремонтные работы. Из пояснений ФИО2 следует, что весовое оборудование было установлено на обочине проезжей части и имело существенный боковой уклон, что могло сказаться точности произведенных измерений. В акте о превышении транспортных средством установленных ограничений не указано, какое измерительное оборудование применялось при взвешивании. Со слов водителя ФИО2 никаких дорожных знаков ограничивающих массу, приходящуюся на ось транспортного средства, в пути его следования установлено не было. Доводы истца не подтверждают, что знаки были установлены. Из расчета, приложенного к исковому заявлению, не совсем понятно каким образом истец определил сумму ущерба. Ответчик не имеет возможности проверить правильность расчета. Требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, не основаны на действующем законодательстве. (л.д. 147-149)
Представитель ответчика адвокат ФИО3 доводы ответчика поддержал, просит исковые требования оставить без удовлетворения. Ответчик не согласен с результатами взвешивания, вес транспортного средства не мог превышать 25,580 тонн с учетом веса ТС и груза, ответчик не согласен с произведенными измерениями. Из пояснений водителя следует, что весовое оборудование установлено на обочине, имеющей боковой уклон, что сказалось на точности измерений. Весовое оборудование должно устанавливаться исключительно на площадках, соответствующих паспорту. В акте не указано, какое измерительное оборудование применялось. Со слов водителя никаких дорожных знаков, ограничивающих массу, по пути следования не установлено. Истцом не предоставлено доказательств об установке знаков. Из расчета истца не понятно определение суммы ущерба, нет возможности проверить правильность измерений. Требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не основаны на действующем законодательстве. Дополнил, что истцом не предоставлено доказательств использования весового оборудования в соответствии с инструкцией, весы установлены не на специальной площадке, а на обочине. Предоставленный расчет ущерба определен по формуле, установленной истцом, не может быть проверен, поэтому не может быть признан достоверным. Отсутствуют доказательства, что участники движения были проинформированы об ограничении движения, были установлены специальные дорожные знаки. У истца отсутствовала возможность своевременно получить разрешение. Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не подлежит удовлетворению.
Свидетель ФИО2 показал, что он управлял автомобилем ***, принадлежащем ФИО1, по доверенности на право управления автомобилем. Выехал из <адрес> в <адрес>. При возвращении в <адрес> РБ был остановлен на пункте весового контроля. При движении дорожных знаков не видел. При взвешивании установлено превышение нагрузки на ось. Составлен Акт. В отношении свидетеля составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного штрафа. Постановление не обжаловал. Акт подписал, чтобы вернули автомобиль со штрафной стоянки. Возражений в Акте не указывал. Копию Акта получил.
Заслушав доводы сторон, представителей сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, предметом деятельности учреждения является осуществление мероприятий по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РБ, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами. (л.д. 14-23, 31-35, 55)
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 166-р закреплены автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности РБ, за Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства РБ на праве оперативного управления. (л.д. 24)
По Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Служба весового контроля РБ приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения, в том числе по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. (л.д. 25-30)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам РБ регионального или межмуниципального, местного значения. (л.д. 54, 213-219)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам РБ регионального или межмуниципального значения. (л.д. 51-53)
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № – р, введено с 1 по ДД.ММ.ГГГГ временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, установлены предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства, Государственному комитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству предписано обеспечить установку временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, организовать выдачу специальных разрешений пользователям автомобильными дорогами при перевозке тяжеловесных грузов с превышением осевых нагрузок, проинформировать путем размещения на официальном сайте и в сети Интернет, через средства массовой информации пользователей автомобильными дорогами об условиях движения транспортных средств, причинах и сроках ограничений не менее чем за 30 дней до введения временного ограничения, обеспечить временное ограничение движения путем осуществления весового контроля транспортных средств, установлены предельно допустимые значения нагрузки на оси транспортного средства на автодороге Уфа – Инзер –Белорецк для одиночной ости 5, при двуосной тележке 4. (л.д. 56-58, 89-90, 133-142, 177-178)
Согласно Акта № о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, составленного ДД.ММ.ГГГГ в 16:53:59, место проведения контроля : 22 км автодороги Уфа – Инзер – Белорецк, пункт весового контроля ППВК № Весы №, поверены до ДД.ММ.ГГГГ, характер нарушения: превышение общей массы и осевых нагрузок, сведения о транспортном средстве: автомобиль *** (номер №), принадлежащий ФИО1, маршрут движения <адрес> – <адрес>, пройдено расстояние 200 км, нагрузки 1 – 4,95 т, 2 – 10,85 т, 3 – 10,80 т, полная масса 26,6 т, учтена погрешность 0,532 т, учитываемый вес 26,07 т, норма 5 – 4 – 4, полная масса 25 т, превышение 0,00 т (0,00 %), 6,633 т (165,82 %), 6,584 т (164,6 %), полная масса 1,07 т (4,28 т), специальное разрешение на перевозку тяжелого груза отсутствует, водитель ФИО2 объяснений, возражений не указал, подписал акт без замечаний, удостоверил получение копии акта, размер нанесенного ущерба *** рубля. (л.д. 39)
Право собственности на транспортное средство *** номер № ответчика ФИО1 подтверждается свидетельством о государственной регистрации. (л.д. 40, 65, 66)
Согласно Транспортных накладных от ДД.ММ.ГГГГ № 49, 50, водителем ФИО2 осуществлялась перевозка грузов 7,8 т, 1,619 т, 6,111 т из <адрес> в <адрес>. (л.д. 41-42)
Истцом ГКУ Служба весового контроля РБ предоставлено Руководство по эксплуатации на Весы платформенные электронные ФИО7 (В) для взвешивания автомобильного транспорта МВСК-25-4-А, заводской номер №, поверка ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 36-37, 121-131) Выдан Сертификат, удостоверяющий, что Весы платформенные электронные, зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений и допущен к применению. (л.д. 85, 132)
Передвижной пункт весового контроля оборудован на базе автомобиля *** (л.д. 84, 78-83, 86-88, 104-110,116-119)
Расчет пройденного пути транспортного средства к Акту № 17составил 200 км. (л.д.43-48)
Расчет размера вреда, причиненного автомобильным дорогам, согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ года, произведен истцом ГКУ Служба весового контроля РБ на основании п. 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 934, по формуле Пр=(Рпм+(Рпом1+Рпом2+…+Рпом i)) x S х Ттг составляет *** рублей, с учетом фактических нагрузок 4,95 т, 10,85 т, 10,8 т, полной массы 26,6 т, допустимой нагрузки в соответствии с распоряжением Правительства РБ № 145-р от ДД.ММ.ГГГГ года, допустимой нагрузки с учетом 2 % погрешности в соответствии с п. 4 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125, превышение в процентах 165 и 164, индекса 1,4531, расстояния 200 км. (л.д. 47)
Истцом ГКУ Служба весового контроля РБ предоставлен Уточненный расчетный лист к Акту № 17, сумма размеров вреда составила *** рублей. (л.д. 38)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлена претензия об уплате суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам, в размере *** рубля в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вручена ответчику ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 49, 50)
Истцом ГКУ Служба весового контроля РБ предоставлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами: сумма задолженности *** рублей, период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 551 день, ставка рефинансирования 8,25 %, расчет: *** рубль. (л.д. 48)
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 1. Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. 2. Международные автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". 3. Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи; 3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности. 4. Орган, выдающий специальное разрешение, указанное в части 1 настоящей статьи, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, с владельцами автомобильных дорог и с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводятся согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Взимание платы за согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, не допускается. 5. Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 6. Выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется: 1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации; 2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации; 3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог; 4) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог; 5) органом местного самоуправления поселения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог; 6) органом местного самоуправления городского округа в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог; 7) собственником автомобильной дороги в случае, если маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходит по частной автомобильной дороге. 7. В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 6 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 8. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. 9. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется: 1) Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; 3) органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения; 4) собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам. 10. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, лица, в интересах которых осуществляются данные перевозки, возмещают владельцам таких автомобильных дорог, сооружений и инженерных коммуникаций расходы на осуществление указанной оценки и принятие указанных мер до получения специального разрешения, предусмотренного в части 1 настоящей статьи.
В силу приведенных положений частей 1 и 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 вышеназванного Закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и размер такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 934 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов") утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда. Согласно Правил, 2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. 3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства. Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе. 4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств. 5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года. 6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:, где: - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей); - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров); - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров); i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок; S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров); - базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:
, где: - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, = 1); - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. 7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства. 8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, разработан в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и устанавливает порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и (или) габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации (контрольные пункты).
Согласно указанного Порядка, 2. При весовом и габаритном контроле: производятся 2.1.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; 2.1.1.2.2. составление акта по результатам взвешивания транспортного средства. В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства. …4. Допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%.
Согласно материалов дела и пояснений сторон, распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 145-р от ДД.ММ.ГГГГ введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения с 1 по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в период временного ограничения на пункте весового контроля установлено, что транспортное средство ***, принадлежащее ответчику ФИО1, под управлением водителя ФИО2, перевозило груз без специального разрешения.
Решение о временном ограничении принято органом высшим исполнительным органом субъекта РФ, в распоряжении определен способ информирования пользователей, информирование о временном ограничении производилось заблаговременно.
При взвешивании транспортного средства установлено превышение общей массы и осевых нагрузок.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ указаны дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; сведения о весах, заводской номер, сведения о поверке средства измерения, марка, модель и регистрационный номер транспортного средства КАМАЗ - 65115; владелец транспортного средства ФИО1; характеристики груза - неделимый, маршрут движения, указано пройденное расстояние по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального значения 200 км; полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая.
Акт подписан должностным лицом, осуществившим взвешивание транспортного средства, ФИО4, подписан водителем ФИО2, акт составлен в двух экземплярах, один экземпляр вручен водителю транспортного средства, что удостоверено его подписью.
В представленном акте не указано замечаний от водителя ФИО2 по акту.
Согласно паспорта транспортного средства, масса автомобиля *** без груза 10,050 тонн. По транспортным накладным общая масса груза 15,53 тонн. Таким образом общая масса автомобиля только по документам составляла не менее 25,58 тонн, то есть с заведомо с превышением нормы.
Согласно Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации", 33. Разрешенная максимальная масса транспортного средства и осевая нагрузка не должны превышать предельных значений, указанных в паспорте транспортного средства. 34. При размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
Доводы ответчика и представителя ответчика основаны на предположении, что должностные лица истца не добросовестно исполняли свои обязанности в части правильной установки платформенных весов, и что другие должностные лица исполнительных органов государственной власти не добросовестно исполняли свои обязанности в части установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.
Указанные доводы суд не может признать состоятельными.
Водитель ФИО5 не предоставлял замечаний по результатам взвешивания транспортного средства.
Уведомление пользователей о введении ограничения движения производилось органами исполнительной власти заблаговременно до введения ограничения.
В Постановлении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П указано, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, установленном пунктами 5, 6 Правил возмещения вреда.
Размер ущерба, нанесенный автотранспортным средством с превышением осевой нагрузки автомобильной дороге регионального пользования, принадлежащем ответчику, определен истцом расчетным путем в порядке, предусмотренном пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 934, расчет произведен по установленной формуле, является обоснованным и арифметически верным, в письменных пояснениях по иску истцом приведен подробный расчет всех показателей.
Указанный расчет ответчиком не оспорен.
На основании ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, исковые требования ГКУ «Служба весового контроля» к ответчику ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования РБ, в размере *** рублей подлежат удовлетворению.
Истец ГКУ «Служба весового контроля» просит взыскать на основании ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами в размере *** рубль.
Согласно ст. 395 Гражданского кодекса РФ, 1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", 23. При разрешении судами споров, связанных с применением ответственности за причинение вреда, необходимо учитывать, что на основании статьи 1082 Кодекса при удовлетворении требования о возмещении вреда суд вправе обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса). В том случае, когда суд возлагает на сторону обязанность возместить вред в деньгах, на стороне причинителя вреда возникает денежное обязательство по уплате определенных судом сумм. С момента, когда решение суда вступило в законную силу, если иной момент не указан в законе, на сумму, определенную в решении при просрочке ее уплаты должником, кредитор вправе начислить проценты на основании пункта 1 статьи 395 Кодекса. Проценты начисляются и в том случае, когда обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон.
Исковые требования истца ГКУ «Служба весового контроля» основаны на положениях ст. 1064 ГК РФ и обязательствах из причинения вреда. С учетом приведенного положения постановления Пленума № оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не усматривается.
На основании изложенного, исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан подлежат удовлетворению частично, подлежит взысканию в пользу ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан с ответчика ФИО1 сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, *** рублей *** копейки, исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами *** рубль *** копеек подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, 1. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец ГКУ Служба весового контроля РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере *** рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан с ФИО1 сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, *** рублей *** копейки.
Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами *** рубль *** копеек оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину по делу в доход соответствующего бюджета в сумме *** рубля *** копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева