Дело № 2-2588/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2015 года г.Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Голыгиной М.А.,
с участием представителя истицы Абдуллаева Б.Т., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа ФИО4(доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнетдиновой Р.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Гайнетдинова Р.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование своих исковых требований истица указала, что она является собственницей жилого дома по вышеуказанному адресу, расположен на земельном участке площадью 1422 кв.м..
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истицы по доверенности Абдуллаев Б.Т. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Администрации городского округа г. Уфа РБ по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Согласно ст.167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителей сторон, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истицы.
Выслушав объяснения представителя истицы и представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:
На основании ст. 64. ЗК РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права нам земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривается, истица является собственницей жилого дома по адресу: <адрес> на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о ГРП серии № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Территориальным участком г.Уфы ГУП БТИ Республики Башкортостан, истице принадлежит жилой дом и земельный участок на основании Решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, на что получил письменный отказ № Г-1793 от ДД.ММ.ГГГГ года. Данный отказ был мотивирован тем, что земельный участок по данному адресу расположен в границах красных линий, а также входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
Пункт 2 ст.28 ЗК РФ закрепляет право граждан на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в случаях, когда это предусмотрено Земельным Кодексом или другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.
В соответствии с ч.4 ст.З ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.36 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что граждане, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ, на которую ссылается ответчик, в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами.
В силу п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В данном случае, спорный земельный участок используется для индивидуального жилого строительства, что отражено в предоставленном суду кадастровом паспорте № от ДД.ММ.ГГГГ года, где в графе «разрешенное использование» указано «Под индивидуальную жилую застройку». На участке каких-либо объектов общего пользования не имеется, а находится принадлежащий истице на праве собственности жилой дом. Кроме того, участок огорожен забором, ограничен общий доступ на земельный участок, соответственно, отсутствуют какие-либо признаки территории общего пользования.
Также нормы ЗК РФ и п.4 ст.3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ” не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежавший ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц, и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N П-В09-19, Письмо Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с п.4 с.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятие земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель.
Согласно п.8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Ответчиком доказательств направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, не представлено.
Согласно п.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно требованиям закона Администрацией городского округа г. Уфа РБ не произведена регистрация ограничения прав на спорный земельный участок в связи с его резервированием.
В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2008г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Суду ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, каких-либо правопритязаний, обременений и запрещений на вышеуказанном земельном участке не зарегистрировано.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г. «Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ».
Согласно подп. 5 п.1 ст.1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому, во всех случаях, когда осуществляется правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатную приватизацию земельного участка.
Таким образом, Гайнетдинова Р.М., как собственница домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, имеет право бесплатно приобрести в собственность указанный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гайнетдиновой Р.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Гайнетдиновой Р.М. право собственности на земельный участок, площадью 1422,0 кв.м, с кадастровым номером 02:55:050110:280, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья: Г.Р. Хасанова Решение не вступило в законную силу