РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2018 года г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Золиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Якимова С.А., Муратовой Л.М., Подобедовой Г.М., Подобедова С.Е., Якимовой Т.И., Атякшевой .В., Атякшева В.Д., Щербаковой Н.В., Щербакова В.А., Кутумовой Е.В. к ТСЖ «Лагуна» о признании действий по начислению платы за услуги отопления жилых помещений квартир незаконными и о возложении обязанности произвести перерасчёт оплаты за услугу отопления,
у с т а н о в и л:
Якимов С.А., Муратова Л.М., Подобедова Г.М., Подобедов С.Е., Якимова Т.И., Атякшева Г.В., Атякшев В.Д., Щербакова Н.В., Щербаков В.А., Кутумова Е.В. обратились в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Лагуна», в котором просят признать незаконными действия ответчика по начислению платы за услугу отопление жилых помещений: квартир №<адрес> <адрес> незаконными, обязать ТСЖ « Лагуна» произвести перерасчет оплаты за услугу отопление истцам за квартиры №<адрес> <адрес> за период с января 2016 по настоящее время, путем исключения площади жилого помещения собственников квартир, при начислении платы за отопление, обязать ТСЖ « Лагуна» определить оплату отопления мест общего пользования для всех собственников МКД по общедомовому прибору учета, пропорционально площади каждого из собственников многоквартирного <адрес>, ввести данную строку как обязательную в квитанцию по оплате за коммунальные услуги каждому собственнику квартир МКД и произвести перерасчет оплаты за услугу отопление мест общего имущества МКД истцам собственникам квартир №<адрес> <адрес> за период с января 2016 по настоящее время.
Требования мотивированы тем, что истцы проживают в МКД и являются собственниками квартир многоквартирного дома по адресу <адрес>. В квартирах истцов было произведено переустройство и переоборудование центрального отопления и жилые помещения перешли полностью на индивидуальное газовое отопление. Данное переустройство квартир истцов было выполнено в соответствии с законодательством и не является самовольным переустройством. Все документы оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке. Переустройство было выполнено на основании проекта, который был согласован соответствующими службами, были согласованы АПЗ, технические условия, после произведённого переустройства выполнена инвентаризация и выдан акт обследования квартир на предмет перехода на индивидуальное отопление. До 2016 года истцам не начислялась плата за отопление. В ноябре 2017 года истцы от ответчика получили уведомления об оплате задолженности и претензию на её оплату, к которой был приложен акт перерасчёта по отоплению. Истцы отопительными приборами от центральной системы отопления не оборудованы, следовательно они не являются потребителями услуги по отоплению в предъявленном к оплате 100% объеме. В соответствии с законодательством оплата должна производиться за фактически потребленное количество энергоресурса.
В судебное заседании были представлены уточнённые исковые требования истцов которые просят: Признать действия ТСЖ « Лагуна» по начислению платы за услугу отопление жилых помещений: квартир №№ <адрес> <адрес> незаконными. Обязать ТСЖ «Лагуна» произвести перерасчет оплаты за услугу отопление истцам за квартиры №№<адрес> <адрес> за период с января 2016 по настоящее время, путем исключения площади жилого помещения собственников квартир и площади нежилого помещения - подвала площадью 620 кв.м., как неотапливаемого приборами отопления помещения, при начислении платы за отопление. Обязать ТСЖ «Лагуна» произвести перерасчет оплаты за услугу отопление мест общего имущества МКД истцам собственникам квартир №№ <адрес> <адрес> за период с января 2016 по настоящее время.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Миронова Н.В. поддержала уточнённые исковые требования в полном объеме и настаивала на их удовлетворении, указав доводы изложенные в исковом заявлении. При этом пояснила, что переоборудование в квартирах истцов было согласовано с органом местного самоуправления. Тепловые потери от стояков центрального отопления, проходящих в квартирах истцов, не могут рассматриваться как подлежащие оплате услуги. Истцы оплачивают отопление своих жилых помещений газовой службе, согласно приборам учёта потребления газа. Истцы перешли на индивидуальное отопление до вступления в законную силу федерального закона №190 «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года.
Представитель ответчика - ТСЖ «Лагуна» по доверенности Клочкова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что переоборудование было произведено незаконно. Действующим законодательством не предусмотрен порядок определения платы за отопление в отдельных помещениях с индивидуальным отоплением в доме с централизованным отоплением. Размер платы за коммунальную услугу отопления для потребителей с индивидуальным отоплением определяется в общеустановленном порядке.
Представитель ТСЖ «Лагуна» Солдатова Т.Д. доводы Клочковой Л.А. поддержала и просила в иске отказать. Так же показала, что начисления за отопления собственникам квартир осуществляется исходя из площади их квартир, в том числе собственникам квартир, которые имеют автономное отопление. 10 сентября 2017 года было собрание ТСЖ, где большинством голосов жильцов дома было принято решение брать плату за отопление со всех квартир дома, в том числе и с собственников квартир которые имеют автономное отопление, так как бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома переходит на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы. ТСЖ «Лагуна» производит оплату в ООО «СамРЭК-Эксплуатация» за отопление исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, «Государственная жилищная инспекция Самарской области» в судебное заседание не прибыл, представил отзыв из которого следует, что согласно письма Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» «...Определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, не предусмотрено. Соответственно, по мнению Минстроя России, плата за коммунальную услугу по отоплению в таком случае должна определяться на общих основаниях.». В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом утвержденного способа оплаты и наличию (отсутствию) установленных приборов учета тепловой энергии определен 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Согласно п. 42(1) Правил № 354. Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Таким образом, согласно вышеуказанных формул следует, что все собственники помещений (жилых и нежилых) в МКД оплачивают отопление исходя из занимаемой площади согласно Правил 354.
Представитель 3-го лица- ООО «СамРЭК-Эксплуатация» в судебное заседание не прибыл, о времени месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО15 показал, что он работает <данные изъяты> Октябрьского участка Филиала «Самарагаз» ООО «СВГК» Управление №. Прежде чем установить автономное отопление, гражданин пишет заявление Главе администрации г.о.Октябрьск на устройство автономного теплоснабжения. После чего выдается техническое условие на подключение и проектирование жилого дома, потом составляется акт первичного обследования и дается заключение о том, что дымоходы от газовых приборов и вентиляционные каналы в квартирах отвечают техническим условиям и могут быть допущены в эксплуатацию. Рабочий проект согласовывается со всеми службами, и после этого они производят пуск и подключают газовое оборудование. Акт-наряд подтверждает законность к эксплуатации газового оборудования и что всё смонтировано правильно. У всех истцов имеется акт-наряд на первичный пуск газа в газопроводы и газоиспользующее оборудование жилых зданий.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 3 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст.210 ГК РФ, ч.1 ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Согласно ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Подпункт "в" п. 53 ранее действующих Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что квартиры №<адрес> находятся в многоквартирном <адрес>.
Собственником <адрес> является Якимов С.А., который произвёл переустройство на основании Распоряжения Главы г.о.Октябрьск от 07.05.2008 г. №-р.
Собственником <адрес> является Муратова Л.М., которая произвела переустройство на основании Распоряжения Главы г.о.Октябрьск от 12.07.2006 г. №-р.
Собственниками <адрес> являются Подобедова Г.М. и Подобедов С.Е., которые произвели переустройство на основании Распоряжения Главы г.о. Октябрьск от 07.05.2008 г. №-р.
Собственником <адрес> является Якимова Т.И., которая произвела переустройство на основании Распоряжения Главы г.о. Октябрьск №-р от 21.06.2007г.
Собственниками <адрес> являются Атякшева Г.В. и Атякшев В.Д., которые произвели переустройство на основании Распоряжения Главы г.о. Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ №.
Собственниками <адрес> являются Щербакова Н.В. и Щербаков В.А., которые произвели переустройство на основании Распоряжения Главы г.о. Октябрьск от 29.09.2008г. №-р..
Собственником <адрес> является Кутумова Е.В., которая произвела переустройство на основании Распоряжения Главы г.о. Октябрьск от 28.04.2004 г. №-р..
Переустройство было осуществлено путём производства работ по демонтажу радиаторов отопления в квартирах.
Согласия всех собственников помещений в данном доме на изменение параметров инженерной системы не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, техническим паспортом жилого помещения, иными документами.
Исполнитель бесперебойно подавал тепло в жилое помещение в течение отопительного периода. Отсутствие отопительных приборов не связано с неправомерными действиями (либо бездействием) исполнителя данной услуги, а связано с неправомерными действиями собственника данного помещения.
Исходя из анализа выше указанных норм, суд исходит из того, что действующим законодательством не предусмотрено наличие автономного отопления в отдельно взятом помещении многоквартирного дома, а предусмотрено только автономное отопление многоквартирного дома (при отсутствии централизованного отопления). Наличие разрешительных документов на оборудование газовых установок в квартирах истцов не свидетельствует о законности демонтажа части внутридомовой системы теплоснабжения. Дом, в котором находятся в собственности квартиры истцов, является многоквартирным, договор на снабжение тепловой энергией заключается на дом, а не на отдельно взятые жилые помещения, жилые помещения истцов не являются зданием, строением или иным объектом капитального строительства, а только составной его частью.
Абзацем 2 п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
При рассмотрении вопроса о признании недействующим абзаца 2 п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, Верховный суд в решении от 07.05.2015 года №АКПИ15-198 указал, что предусмотренный абзацем 2 п.40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
В своём Решении от 25.04.2018 года №АКПИ18-146 Верховный суд РФ так же указал, что абзац 2 п.40 указанных Правил не противоречит пунктам 1, 2 статьи 209, статье 421, пункту 2 статьи 539, пункту 1 статьи 540, пункту 1 статьи 544, статье 546, пункту 1 статьи 781, статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данные нормы не регулируют отношения по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению. Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158). Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды. При этом плата за тепловую энергию включена в состав платы за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников и нанимателей предусмотрена статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная норма Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя также плату за коммунальные услуги (плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).
Отключение отдельного помещения в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства не является основанием для освобождения собственника от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом.
Освобождение истца от оплаты услуги по отоплению перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.
Таким образом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за услуги по отоплению определяется в едином порядке, что соответствует Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ №307 от 16.04.2012 г. и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354 от 06.05.2011 г.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, в том числе осуществленного и по согласованию с органом местного самоуправления, не является основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Учитывая изложенное, законных оснований для удовлетворения исковых требований истцов о возложении на ответчика обязанности прекратить начисления и произвести перерасчет платы за отопление у суда не имеется, а поэтому в удовлетворении требований истцов следует отказать, поскольку ответчик рассчитал плату за теплоснабжение в соответствии с установленным порядком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Якимова С.А., Муратовой Л.М., Подобедовой Г.М., Подобедова С.Е., Якимовой Т.И., Атякшевой .В., Атякшева В.Д., Щербаковой Н.В., Щербакова В.А., Кутумовой Е.В. к ТСЖ «Лагуна» о признании действий по начислению платы за услуги отопления жилых помещений квартир незаконными и о возложении обязанности произвести перерасчёт оплаты за услугу отопления - отказать
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме будет принято 15 июня 2018 года.
Председательствующий: судья М.А. Баринов