<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Лузский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
при секретаре ФИО1,
с участием прокурора ФИО2,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по протестам прокурора на постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. <адрес>) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № общество с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № общество с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 115000 рублей.
<адрес> принес протесты на вышеуказанные постановления, ссылаясь на то, что нарушения государственных нормативных требований охраны труда были допущены ООО «Лальская бумажная фабрика» в результате одного бездействия, выявлены в ходе одной проверки, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу. Следовательно, при рассмотрении данных дел необходимо было руководствоваться ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначать наказание в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при рассмотрении административных дел не были учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно принятие мер к устранению нарушений, трудное финансовое положение юридического лица.
ООО «Лальская бумажная фабрика» является градообразующим предприятием, на котором трудится большая часть экономически активного населения при отсутствии иных мест работы в поселке. При общем штате более 60 человек нарушение в части периодичности прохождения обязательного медосмотра допущено в отношении одного лица, что указывает на отсутствие грубых нарушений законодательства, а также отсутствие вредных последствий выявленного нарушения.
Вышеизложенное подтверждает наличие у ООО «Лальская бумажная фабрика» исключительных обстоятельств, влекущих необходимость применения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения наказания до 55000 рублей.
Представитель ООО «Лальская бумажная фабрика» ФИО4 поддерживает доводы протестов, просит снизить назначенное наказание, ссылаясь на то, что обществом приняты меры к устранению допущенных нарушений. Также ФИО4 ссылается на то, что уплата административных штрафов в размерах, указанных в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ, может повлечь для общества необратимые последствия, а именно банкротство.
Суд, заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4, заключение прокурора ФИО2, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 5.27.1 названного выше Кодекса допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки органом государственного контроля (надзора) в деятельности общества были выявлены нарушения требований охраны труда.
Данные нарушения требований были допущены путем бездействия ООО «Лальская бумажная фабрика», а именно:
- не обеспечено заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам работников в случаях предстоящих изменений, определенных сторонами условий трудового договора, с уведомлением работников в письменной форме о существенных изменениях условий трудового договора не позднее, чем за два месяца (нарушение ст. 74 ТК РФ);
- не обеспечено издание приказа о создании специальной технической комиссии для проведения общих и внеочередных осмотров зданий и сооружений, о порядке и продолжительности работы технической комиссии (нарушение п.2.11 МДС 13-14.2000 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № МДС от ДД.ММ.ГГГГ № 13-14.2000);
- не обеспечено составление плана-графика текущего ремонта производственных зданий и сооружений (нарушение п.п. 4.1, 4.5 МДС 13-14.2000 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № МДС от ДД.ММ.ГГГГ № 13-14.2000);
- не обеспечено проведение текущих технических осмотров производственных зданий и сооружений комиссией, утвержденной руководителем предприятия, с оформлением акта или внесением записи в технический журнал, в которых необходимо отмечать обнаруженные дефекты (нарушение п.п. 2.4, 2.5, 2.6, 2.13 МДС 13-14.2000 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № МДС от ДД.ММ.ГГГГ № 13-14.2000);
- в целях поддержания надлежащего температурного режима (в пределах допустимых величин Санитарных правил), профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата на рабочих местах, в том числе окончательного цеха, не обеспечено проведение защитных мероприятий с составлением графика планово-предупредительного ремонта вентиляционных систем и системы отопления (нарушение п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96 Санитарные правила и нормы. 2.2.4 Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. П. 75 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 658-66);
- не обеспечено укомплектование производственных помещений медицинскими аптечками для оказания первой доврачебной помощи (нарушение п. 2.14 санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № СП (Санитарные правила) от ДД.ММ.ГГГГ № 2.2.2.1327-03. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам», п. 3 примечания);
- не обеспечено доукомплектование первичными средствами пожаротушения участков основного производства (нарушение п.п. 478, 481, 482 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме»;
- не обеспечено представление СИЗ укладчикам-упаковщикам листовой и ролевой бумаги – согласно Перечню профессий и должностей, которым в соответствии с типовыми отраслевыми нормами предусматривается выдача бесплатной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденному Приложением № коллективного договора ООО «Лальская бумажная фабрика» от 09.01.2014, и на основании результатов аттестации рабочих мест (специальной оценки) по условиям труда, проведенной в установленном порядке (нарушение п.п. 4, 5 Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 290н);
- не обеспечено проведение обязательного периодического медицинского осмотра (обследования) ФИО5, который при допуске к работе с вредными и опасными производственными факторами (согласно карте аттестации рабочего места по условиями труда № с периодичностью 1 раз в 2 года) на момент проведения проверки в установленные сроки она не проходила, направление на периодический медицинский осмотр не представлено. Согласно заключительному акту периодического медицинского осмотра работников с вредными условиями труда ООО «Лальская бумажная фабрика» от ДД.ММ.ГГГГ данный медицинский осмотр ФИО5 проходила лишь в 2010 году, по результатам которого было установлено, что по состоянию здоровья она нуждается в дообследовании.
Факт совершения обществом с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается:
- протоколами № 7-595-15-ОБ/15/17/6 от ДД.ММ.ГГГГ, № 7-595-15-ОБ/15/17/4 от ДД.ММ.ГГГГ об административных правонарушениях;
- распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ;
- объяснением директора ООО «Лальская бумажная фабрика» ФИО4;
- предписанием № 7-595-15-ОБ/15/17/3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обоснованность привлечения общества с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При вынесении государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № 1042, № положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения государственных нормативных требований охраны труда были допущены обществом с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика» путем бездействия, выявлены в ходе проведения одной внеплановой проверки в отношении одного субъекта, должностными лицами одного административного органа, квалифицированы административным органом по одной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 и статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, общество с ограниченной ответственностью «Лальская бумажная фабрика», в результате одного бездействия совершив административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 и частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному должностному лицу административного органа, подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 3, 3.2, 3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначая административное наказание, государственный инспектор труда (по охране труда), формально указал в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ в качестве смягчающего обстоятельства трудное финансовое положение юридического лица.
Однако данное обстоятельство не учтено при определении размера наказания, которое не соответствует характеру совершенных административных правонарушений, финансовому положению ООО «Лальская бумажная фабрика», характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, что, в свою очередь, может привести к ограничению трудовых прав работников общества.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принятие мер к устранению допущенных нарушений трудового законодательства, необходимость сохранения рабочих мест, исходя из того, что ООО «Лальская бумажная фабрика» является градообразующим предприятием, суд приходит к выводу о том, что административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ № 1042, № 1043, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 5.27.1, ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 5.27.1, ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 55000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░/░ 04401234410), ░░░ 4347016519, ░░░ 434501001, ░/░ 40101810900000010001 ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ 043304001, ░░░░░ 33701000, ░░░ 15011619000016000140.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░6