Дело № 2а-672/2019
75RS0005-01-2019-001081-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года г. Петровск-Забайкальский Забайкальского края
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Юнжаковой И.А.,
с участием представителя административного истца Анохина С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации сельского поселения «Балягинское» об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Администрация сельского поселения «Балягинское» обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 10.03.2019 судебным приставом Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № № об обязании Администрацию городского поселения «Балягинское» прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с очистных сооружений на территории поселения, в срок до 01.01.2019 года организовать водоотведение на территории городского поселения «Балягинское». 25.09.2019 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50000,00 рублей и установлении нового срока исполнения. Данная сумма является для административного истца обременительной. Администрация сельского поселения «Балягинское» не уклонялась от добровольного исполнения решения суда. В срок до 01.09.2019 года предпринимала все меры для исполнения судебного решения: проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества, который признан несостоявшимся, в связи с тем, что на конкурс не поступило ни одной заявки. Планируется повторное объявление конкурса. Полагает, что в неисполнении обязательства, вытекающего из решения Петровск-Забайкальского городского суда от 11.09.2018, отсутствует вина Администрации поселения. Так как Администрация поселения является бюджетной организацией, финансируется за счет средств бюджета. Бюджет поселения дотационный, отсутствуют доходы от коммерческой деятельности. При наличии денежных средств распределение определяется в первую очередь необходимостью производить социально-значимые выплаты работникам - заработная плата, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций. В связи с этим не имеется возможности отремонтировать и построить новые очистные сооружения. Помимо всего вышеперечисленного, полагает, что нецелесообразной уплату органом местного самоуправления исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения. Просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению Заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. о взыскании исполнительского сбора от 25.09.2019 по исполнительному производству № № до 12500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования, доводы иска поддержал.
Административные ответчики, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца в предыдущем судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пунктах 74, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Соответственно, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника.
Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда.
Как следует из материалов дела, материалов исполнительного производства № №, решением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края по административному делу № 2а-841/2018 от 11.09.2018 постановлено: обязать администрацию городского поселения «Балягинское» прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с очистных сооружений на территории поселения; обязать администрацию городского поселения «Балягинское» до 01.01.2019 года организовать водоотведение на территории городского поселения «Балягинское».
12.10.2018 решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
10.03.2019 судебным приставом Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № №, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и в случае непредоставления доказательств того, что такое исполнение было невозможным, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Распоряжением администрации сельского поселения «Балягинское» от 13.12.2018 на 14.01.2019 назначено проведение открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества-скважин и КНС. Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие.
Определением Петровск-Забайкальского городского суда от 03.04.2019 Администрации сельского поселения «Балягинское» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 11.09.2018 до 01.09.2019.
В данный срок решение суда должником не исполнено.
25.09.2019 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Петровск-Забайкальский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера в размере 50000,00 рублей и установлении нового срока исполнения – до 10.10.2019.
На дату вынесения настоящего решения решение суда от 11.09.2018 по-прежнему не исполнено.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Доказательств того, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда административным, истцом не представлено.
Однако, принимая во внимание, то обстоятельство, что меры к исполнению решения должником все же принимались, а также то, что бюджет сельского поселения является дотационным, отсутствуют доходы от коммерческой деятельности, при наличии денежных средств распределение определяется в первую очередь необходимостью производить социально-значимые выплаты работникам - заработная плата, включая разного рода доплаты и надбавки, выплаты компенсаций, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей, то есть на одну четверть от 50 000 руб., как это установлено ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.
В силу части 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 176, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования администрации сельского поселения «Балягинское» удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Петровск-Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Благих от 25.09.2019 по исполнительному производству № 5434/19/75058-ИП до 37 500 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Балабанова
Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2019 года.