ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Химки Московской области 03 июля 2014 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи – Колмаковой И.Н.,
при секретаре – Кондратьевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова А.Н. к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного Фонда России №5 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанов А.Н.. обратился в суд с иском к ГУ – ГУ ПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о назначении пенсии, указывая на то, что 22.09.2011г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
Как указано в исковом заявлении, в стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, не приняты периоды его работы с <данные изъяты> АО Эстрадно-цирковой фирмы «Журавли», т.к. документально не подтверждена занятость в должности артиста-акробата в концертной организации.
Считая отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным, истец просит суд признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от /дата/. незаконным, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/., включив в его специальный трудовой стаж указанные выше периоды работы.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, послужившим мотивом к отказу в назначении льготной пенсии.
Суд, выслушав пояснения и доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 21 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов выслуги утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1991г. № (в редакции Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993г. № 593) утвержден Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.
Согласно Списку профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1991г. № (в редакции Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953), право на пенсию за выслугу лет при стаже не менее 15 лет творческой работы на сцене имеют артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций. (п.1). Право на пенсию за выслугу лет при стаже не менее 20 лет творческой работы на сцене имеют артисты балета, артисты-исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в п.1 настоящего Списка).
Из протокола № от /дата/. усматривается, что специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, составляет <данные изъяты>.
При этом, в специальный стаж не включены периоды работы истца с <данные изъяты> АО Эстрадно-цирковой фирмы «Журавли», т.к. документально не подтверждена занятость в должности артиста-акробата в концертной организации.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Периоды, когда истец, согласно записям в трудовой книжке, работал в Акционерном обществе Эстрадно-цирковая фирма "Журавли" в качестве артиста-акробата, не включен в подсчет специального стажа истца, так как, по мнению пенсионных органов, документально не доказано занятость в должности артиста-акробата в концертной организации.
Однако, тот факт, что истец работал в должности артиста-акробата, что предусмотрено Списком, прямо следует из записи в его трудовой книжке, а поэтому названный спорный период следует обязать ответчика включить в подсчет специального стажа истца.
Периоды с <данные изъяты>., когда истец работал <данные изъяты> в Творческом производственном объединении Государственных цирков и в Московском государственном цирке на <адрес>, не включены в подсчет специального стажа, так как имели место простои.
Включение периодов простоя в подсчет специального стажа не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от /дата/ N 516, но указанные простои имели место до принятия названных Правил, законодательство в данной области, действовавшее в 1997 - 1998 г., не предусматривало исключение периодов простоя из подсчета специального стажа, а при таких обстоятельствах, ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца указанные периоды.
Период работ истца с /дата/ не включен в специальный трудовой стаж, поскольку согласно трудовой книжке зачисление произведено в Концертно-зрелищную дирекцию «Москва», далее следует перевод в АО «Московит». Запись об увольнении из КЗД «Москва» заверена печатью АО «Московит». Заявителем уточняющих документов не предоставлено. Согласно архивной справке ГУП «Москонцерт» КЗД «Москва» с /дата/. переведена на условия самостоятельного финансирования и документы в архив не сдавались. По сведениям персонифицированного учета данная организация отсутствует, место нахождение КЗД «Москва», АО «Московит» не известно, а также документально не доказана являлась ли АО «Московит» концертной организацией.
Как усматривается из записей в трудовой книжке на имя истца, Степанов А.Н. /дата/. зачислен в качестве артиста-акробата в номер «Украинские забавы» КЗД «Москва» (приказ № от /дата/. уволен по ст. 29 п.1 КЗОТ РСФСР (по соглашению сторон (приказ №№ /дата/.), печать организации – АО «Московит».
Согласно справки Акционерного общества Эстрадно-цирковая фирма «Журавли» № от /дата/ Степанов А.Н. работал в указанной организации в должности артиста-акробата в номере «Акробаты с подкидными досками» с /дата/. (приказ № от /дата/.) по /дата/. (приказ № от /дата/.) полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исключение ответчиком из специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы Степанова А.Н. в должности артиста-акробата, противоречит действующему законодательству и нарушает конституционные права истца.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Учитывая, что стаж истца, включенный ответчиком в его специальный трудовой стаж, составляет 12 лет 03 месяца 29 дней и включенные судом периоды, суд считает возможным назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 30.05.2011г., то есть с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Степанова А. Н. - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного Фонда России № по <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж Степанова А. Н. периоды работы с <данные изъяты> АО Эстрадно-цирковой фирмы «Журавли».
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного Фонда России № по <адрес> и <адрес> назначить Степанову А. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/ года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца.
Судья: