Решение по делу № 2а-543/2017 ~ М-512/2017 от 26.10.2017

Дело № 2а-543/2017 года                               принято в окончательной форме 27 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Осташков                                                                                       22 ноября 2017 года

Осташковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Михайлиной Е.В.,

с участием прокурора Нескучаевой О.В.

представителя административного ответчика - Корнильцева Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осташковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ботовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по неустановке резервного источника электроснабжения в котельной и обязании обеспечить вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) котельную,

У С Т А Н О В И Л:

Процессуальный истец - Осташковский межрайонный прокурор - в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Ботовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по неустановке резервного источника электроснабжения в котельной, расположенной по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Новые Ельцы, д.4 и обязании обеспечить вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) котельную, расположенную по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Новые Ельцы, д.4, ссылаясь на то, что в нарушение ст.ст.125, 210, 215 ГК РФ, п.п.3,4 ч.1 ст.14, п.1 ч.2 ст.50 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Тверской области от 19.11.2014 г. №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», п.п.1,4 ч.1, ч.1.1 ст.6.6 ФЗ от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.п.1.1.1, 1.3, 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20, 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. №115, п.п.1.11, 1.12, 4.8, 14.2 СНиП II-35-76 «Котельные установки», ст.1 ФЗ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» котельная в д.Новые Ельцы не оборудована резервным источником электроснабжения.

В судебном заседании процессуальный истец-прокурор Нескучаева О.В. поддержала заявленные требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрация МО «Ботовское сельское поселение» - глава администрации Корнильцев Р.Г. иск прокурора признал частично и пояснил, что к полномочиям администрации МО «Ботовское сельское поселение» относится организация теплоснабжения населения, в том числе в д.Новые Ельцы. Основным источником электроснабжения котельной в д.Новые Ельцы является линия электропередач Вл-04 от трансформаторной подстанции д.Новые Ельцы. Для организации резервного электроснабжения необходимо приобретение дизельного генератора мощностью не более 30 кВт, стоимость которого составляет 257 тыс. руб. В настоящее время осуществление администрацией операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в ФУ МО «Осташковский район» приостановлено. Таким образом, администрация лишена возможности обеспечить котельную резервным источником энергоснабжения.

Ст.1 КАС РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч.1).

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п.2 ч.2).

      Из материалов дела усматривается, что Осташковским межрайонным прокурором заявлено требование об оспаривании бездействия органа местного самоуправления-администрации МО «Ботовское сельское поселение», которое в соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Осташковского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ч.1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст.219 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По делу установлено, что сотрудниками ОНД и ПР по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам в рамках профилактических мероприятий, был осуществлен выезд в д.Новые Ельцы, в ходе которого выявлено, что работы по подготовке к отопительному сезону не проведены, а именно отсутствует автономный резервный источник электропитания котельной (л.д.29-30).

Котельная, расположенная в д.4 в д.Новые Ельцы Осташковского района Тверской области находится в муниципальной собственности администрации МО «Ботовское сельское поселение» и передана в аренду ООО «ДСУ» (л.д.19-28).

    Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Ст.215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п.п.1,2).

    На основании ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

     К вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.п.3,4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч.3 ст.14 ФЗ №131-ФЗ).

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. "г" и "ж" п. 2 ст. 11).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года N 115 установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.

В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 года N 204 (далее - Правила), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Согласно п. 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Пунктом 1.2.20 Правил установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В соответствии с пунктом 14.2 СНиП П-35-76 "Котельные установки" электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой и второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.

Согласно пункту 1.12 котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющие индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.

Поскольку котельная в д.Новые Ельцы, находящаяся в собственности администрации МО «Ботовское сельское поселение», используется для решения вопросов местного значения, а именно для организации в границах поселения теплоснабжения населения и социально-значимых объектов, и является электроприемником и потребителем электрической энергии второй категории, то для нормальной работы таких электроприемников собственнику необходимо ее обеспечивать электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Отсутствие резервного источника электроснабжения в ней в случае неисправности основного источника увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям, может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.

    Доказательств того, что администрацией МО «Ботовское сельское поселение» предпринимаются какие-либо конкретные действия к установке резервного источника электроснабжения в котельной в д.Новые Ельцы не представлено.

П.1 ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку по делу установлено, что администрацией МО «Ботовское сельское поселение» надлежащим образом не выполняются обязанности по решению вопросов местного значения, а именно организации на территории поселения теплоснабжения суд приходит к выводу об удовлетворении требований Осташковского межрайонного прокурора в полном объеме.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии денежных средств не может служить основанием для освобождения его от выполнения возложенным на него в силу закона обязанностей.

Ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обращаться в суд с административным заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя Ботовского сельского поселения, чьи права нарушены, Осташковский межрайонным прокурор правомочен в силу ч.1 ст.39 КАС РФ обратиться с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.

            Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ботовское сельское поселение» в непринятии мер по установке резервного источника электроснабжения в котельной, расположенной по адресу: Тверской область, Осташковский район, д.Новые Ельцы, д.4.

    Обязать администрацию муниципального образования «Ботовское сельское поселение» обеспечить вторым независимым взаимно резервирующим источником электропитания (резервным источником электроснабжения) котельную, расположенную по адресу: Тверской область, Осташковский район, д.Новые Ельцы, д.4.

     Обязать администрацию муниципального образования «Ботовское сельское поселение» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме-27 ноября 2017 года.

          Председательствующий:                                             В.Л. Ежелый.

2а-543/2017 ~ М-512/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. Осташковского межрайонного прокурора
Ответчики
администрация МО "Ботовское сельское поселение"
Суд
Осташковский городской суд
Судья
Ежелый Валерий Леонидович
26.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
30.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
27.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2017[Адм.] Дело оформлено
28.12.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее