Гражданское дело № 2-4782/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2015 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Бочневич Н.Б.,
при секретаре Гумаровой Г.Ф.,
с участием представителя истца Гниломедовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гниломедова Н. Н.ча к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Гниломедов Н.Н. обратился в суд с иском к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов, мотивируя свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в 14 авиационную эскадрилью Летный отряд № 5 Летный директорат (место работы г. Ростов-на-Дону) на должность командира воздушного судна -инструктор, согласно заключенного сторонами трудового договора №. ДД.ММ.ГГГГ истец быв=л переведен в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 1 авиационную эскадрилью Боинг-737 Летный отряд № 5 Летный директорат (место работы г. Ростов-на-Дону) на должность командира воздушного судна -инструктор. ДД.ММ.ГГГГ истец переведен в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 2 авиационную эскадрилью Боинг-757 Летный отряд № 5 Летный директорат (место работы г. Ростов-на-Дону) на должность командира воздушного судна -инструктор. ДД.ММ.ГГГГ истец переведен в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 2 авиационную эскадрилью Боинг-757 Летный отряд № 5 Летный директорат (место работы г. Ростов-на-Дону) на должность командира воздушного судна -инструктор. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по соглашению сторон (п.1 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ) (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.). В силу ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Истцу не было предоставлено ни фактически, ни денежной компенсацией при увольнении за 100, 34 календарных дня отпуска. Однако данные документы Истцу предоставлены не были. Просит суд взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу истца денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
В порядке ст. 39 ГПК РФ, истец увеличил исковые требования и просит суд взыскать с ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в его пользу денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, проценты за задержку денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание истец не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца заявленные требования поддержала и просит суд взыскать с ответчика судебные издержки, связанные с рассмотрением дела: оплата услуг представителя по Договору поручения на совершение юридических действий б/н от ДД.ММ.ГГГГ. и Дополнительного соглашения к Договору в сумме <данные изъяты>., расход на проезд и проживание представителя истца в сумме <данные изъяты>.
Представитель ответчика исковые требования не признала, просит суд применить пропуск срока исковой давности и в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно статье 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Как установлено в судебном заседании, истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира воздушного судна-инструктора.
В соответствии со ст. 118 ТК РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы.
На основании п. 1 Постановления Правительства РФ «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» от 20.11.2008 г. № 870 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск устанавливается не менее 7 календарных дней.
Согласно п. 1 Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденных Приказом МГА СССР от 13.03.1986 № 50, работникам летного состава, бортпроводникам и бортоператорам воздушных судов при числе часов налета за рабочий год предоставляется дополнительный отпуск за работу в особых условиях следующей продолжительности: от 50 до 100 часов - 6 рабочих дней, от 101 до 200 часов - 12 рабочих дней, от 201 до 300 часов - 18 рабочих дней, от 301 до 400 часов - 24 рабочих дня, от 401 до 500 часов - 30 рабочих дней, свыше 500 часов - 36 рабочих дней.
Дни дополнительного отпуска в рабочих днях подлежат переводу в календарные дни по режиму шестидневной рабочей недели (6 рабочих дней соответствует 7 календарным дням).
Как установлено материалами дела, за первый рабочий год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.) налёт истца составил 781:15 часов, что соответствует 36 рабочим дням и 42 календарным дням дополнительного отпуска за работу в особых условиях; за второй рабочий год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) налёт составил 908:55 часов, что соответствует 36 рабочим дням и 42 календарным дням дополнительного отпуска за работу в особых условиях; за третий рабочий год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) налёт составил 766:30 часов, что соответствует 36 рабочим дням и 42 календарным дням дополнительного отпуска за работу в особых условиях; за четвертый рабочий год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) налёт составил 712:15 часов, что соответствует 36 рабочим дням и 42 календарным дням дополнительного отпуска за работу в особых условиях; за пятый рабочий год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) налёт составил 115:35 часов, что соответствует 12 рабочим дням и 14 календарным дням дополнительного отпуска за работу в особых условиях.
Согласно п. 21 Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденных Приказом МГА СССР от 13.03.1986 № 50, при работе в течение неполного рабочего года дополнительный отпуск предоставляется пропорционально числу отработанных месяцев.
В соответствии со ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Таким образом, за все время работы в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» истцу было положено 119 календарных дней ежегодного основного отпуска (<данные изъяты>) и 171,5 календарных дней дополнительного отпуска за работу в особых условиях (<данные изъяты>), а всего - 290,5 календарных дней.
В соответствии с Порядком предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы (особые условия труда), являющийся приложением № 3 к Коллективному договору ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», категории работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы в соответствии с локальным нормативным актом Авиакомпании, определены Приказом МГА СССР от 13.03.1986 г. № 50, размер отпуска также дифференцирован в зависимости от стажа летной работы (то есть в основу положена интенсивность летной работы в особых условиях).
Согласно приказам о предоставлении отпуска работнику за все время работы в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» истцу было предоставлено 84 календарных дня основного отпуска и 35 рабочих дней (41 календарных дней) дополнительного отпуска в соответствии с Порядком предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы (особые условия труда), утвержденным в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Итого, за период работы истцу было предоставлено 125 календарных дней отпуска.
Таким образом, дополнительный отпуск за особый характер работы в соответствии с приказом МГА СССР от 13.03.1986 г. № 50 истцу предоставлялся, только в меньшем размере.
В связи с этим Гниломедов Н.Н. вправе претендовать только на часть дополнительного отпуска в размере разницы между количеством дней дополнительного отпуска, предоставляемого в соответствии приказом МГА СССР от 13.03.1986 г. № 50, и количеством дней дополнительного отпуска, предоставленных ему в соответствии с Порядком предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы (особые условия труда), утвержденным в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», которая составляет 106, 6 календарных дней. (171,5 - 64,9)
С учетом этого, истцу положена компенсация за неиспользованные отпуска <данные изъяты>) календарных дня отпуска.
Между тем, представителем ответчика заявлено ходатайство о применении судом пропуска срока исковой давности.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Истец, обращается в суд с требованием о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска, указал на факт имеющейся перед ним задолженности за неиспользованные основной и дополнительные отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии со ст. 11 Конвенции Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках" (Конвенция N 132), принятая на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24 июня 1970 года, которая Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 139-ФЗ была ратифицирована Российской Федерацией и вступила в силу для Российской Федерации с 6 сентября 2011 года, работнику, проработавшему минимальный период, соответствующий тому, который может требоваться в силу пункта 1 статьи 5 этой Конвенции, после прекращения работы предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный периоду его работы, за который ему не был предоставлен отпуск, или вместо этого ему выплачивается компенсация или предоставляется эквивалентное право на будущий отпуск.
В силу пункта 1 статьи 9 Конвенции N 132 непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящая из двух непрерывных рабочих недель, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение 18 месяцев считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.
Из этого следует, что работник должен отдыхать как минимум две недели подряд, а остальные отпускные дни использовать в течение 18 месяцев после окончания года, за который они начислены.
Таким образом, срок обращения работника по требованиям о компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции об оплачиваемых отпусках, исчисляется равным 21 мес. после окончания того года, за который предоставляется отпуск (<данные изъяты>.
Таким образом, спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; за которые просит истец взыскать компенсацию за неиспользованные отпуска, находятся за пределами указанного в Конвенции срока (21 месяц после окончания того года, за который предоставлялся отпуск), что является самостоятельным основанием для отказа в иске о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск за данные периоды, поскольку право на требование компенсации за данные периоды работы истцом утрачено (дата обращения ДД.ММ.ГГГГ.).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3 статьи 392 ТК РФ).
Истцом и его представителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, доказательств уважительности пропуска срока не представлено. Суд исходит из того, что истец при предоставлении ему отпусков мог предполагать о нарушении своего права.
Доказательств наличия субъективных причин, препятствующих истцу в установленный законом срок обратиться в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска, в порядке статьи 56 ГПК РФ, Гниломедовым Н.Н. не представлено.
Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании компенсации за дни неиспользованного отпуска за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., что является основаниям для отказа в иске в указанной части.
Согласно справки работодателя, не оспоренной истцом, среднедневная заработная плата истца составляла <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного, суд считает, что истец имеет право на получение компенсации за неиспользованные основной и дополнительный отпуска при увольнении за 51,6 календарных дня (150,5 дня должно быть предоставлено за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.– 40 д. использованных- 58,9 д. компенсированных)
При таких обстоятельствах, компенсация за неиспользованные основной и дополнительные отпуска при увольнении подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца составляет <данные изъяты>).
В силу ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании процентов за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из суммы компенсации <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку факт нарушения права истца на своевременное получение компенсации за неиспользованный отпуск установлен, у суда имеются правовые основания для применения положений статьи 237 ТК РФ и взыскания с ответчика компенсации морального вреда в пользу истца.
С учетом всех обстоятельств дела, степени вины ответчика в части несоблюдения установленных законодательством трудовых прав истца, обстоятельств конкретных нарушений прав истца, установленных по делу, разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>, с учётом сложности дела, длительности его рассмотрения, количества судебных заседаний, работы, выполненной представителем, существа спора.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть первая статьи 88); к издержкам, связанным с рассмотрением дела, могут быть отнесены, в частности, расходы на проезд и проживание представителей сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд (статья 94). Соответственно, в системе норм гражданского процессуального законодательства правило части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации применяется ко всем видам издержек, связанным с рассмотрением дела, включая и расходы на проезд и проживание представителей сторон, понесенные ими в связи с явкой в суд.
Принимая во внимание право каждого гражданина на ведение дел в суде через представителей согласно ст. 48 ГПК РФ, вышеуказанные расходы ответчика по оплате проезда и проживания представителя суд вправе признать необходимыми согласно ст. 94 ГПК РФ.
Суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требования.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного, исковые требования Гниломедова Н.Н. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Гниломедова Н. Н.ча к ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов подлежат удовлетворению частично.
Взыскать с ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Гниломедова Н. Н.ча компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>, компенсацию за нарушение срока выплаты в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гниломедова Н. Н.ча к ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Взыскать с ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в доход бюджета Муниципального образования г. Сургута государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.
СУДЬЯ подпись
КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ Н.Б.БОЧНЕВИЧ