Дело № 2-356/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мировой судья Девонского судебного участка г.Усинска РК Черных Н.Ю.,
при секретаре Хозяиновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске РК 09 октября 2012 года гражданское дело по иску Хисматова Р.С.1 к Администрации муниципальный образования городского округа «Усинск», Государственному бюджетному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Усинска», Государственном учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Усинске РК, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по РК о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании в солидарном порядке расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера в размере 33 210 руб. 22 коп. в обоснование исковых требований истец указал, что в г.Усинске он проживает с <ДАТА> года, в <ДАТА> году вышел на пенсию, получает трудовую пенсию по старости. В <ДАТА> года истец выехал на постоянное место в <АДРЕС>. <ДАТА2> т <ДАТА3> истец отправил свои домашние вещи контейнерами до <АДРЕС> <АДРЕС>, при этом понес расходы в виде оплаты стоимости перевозки груза <ДАТА2> в размере 16 467 руб. 48 коп., <ДАТА3> в размере 16 472 руб. 74 коп., а всего на общую сумму 33 210 руб. 22 коп. Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Усинске РК за возмещением расходов в связи с переездом, но получил отказ, в связи с тем что действующим законодательством не предусмотрена компенсация пенсионерам расходов, связанных с таким переездом. Истец просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы, связанные с выездом из района Крайнего Севера в размере 33 210 руб. 22 коп.
Определением суда <ДАТА4> к участию в деле в качестве соответчика
привлечено Министерство финансов Республики Коми.
Истец в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя <ФИО2>
<ДАТА4> в судебном заседании представитель истца <ФИО2>, действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивает. В настоящее судебное заседание не явился.
<ДАТА4> в судебном заседании представитель ответчика - администрации МО ГО «Усинск» <ФИО3>, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенном в письменном отзыве. В настоящее судебное заседание представитель ответчика не явился, представил суду заявление о рассмотрении дело в его отсутствие.
<ДАТА4> в судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Усинске РК <ФИО4>, действующая на основании доверенности с иском не согласна по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление. В настоящее судебное заседание представитель ответчика не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по РК в судебное заседание не явились, представили мотивированный отзыв по заявленным исковым требованиям, в котором Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК просит суд в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ отказать, рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика Министерство финансов РК в судебное заседание не явился, представил мотивированный отзыв по заявленным исковым требованиям, в котором просит в удовлетворении исковых требований к Минфину РК отказать.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст.167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно копии паспорта истца Хисматов Р.С.1 зарегистрирован в г.Усинске РК с <ДАТА>.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, г.Усинск отнесен к местности, приравненной к районам крайнего Севера. Таким образом, на истца распространяется действие Закона от 19.02.1993 № 4520-I « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приправленных к ним местностях».
Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-I « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приправленных к ним местностях» (далее Закона от 19.02.1993 № 4520-I) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера».
В соответствии со ст.4 Закона от 19.02.1993 № 4520-I, гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ , в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, являются расходными обязательствами РФ.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.11.1992 № 840) установлено то, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере 100 процентов произведенных затрат.
В силу вышеуказанного законодательства суд приходит к выводу, что истец имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с переездом к новому месту жительства.
В судебном заседании установлено, что Хисматов Р.С.1 с <ДАТА> проживал в г.Усинске РК.
<ДАТА10> назначена трудовая пенсия по старости.
В 2012 году Хисматов Р.С.1 выехал на постоянное место жительства в <АДРЕС>.
Согласно квитанциям на оплату провоза багажа Хисматовым Р.С.5 затрачены денежные средства в размере 33 210 руб. 22 коп., которые он просит компенсировать за счет ответчиков.
Понесенные Хисматовым Р.С.1 расходы по перевозке личного имущества из г.УсинскРеспублики Коми в <АДРЕС> подтверждены представленными истцом квитанциями.
- копией квитанции от <ДАТА2> о приеме груза весом брутто 5000 кг и о стоимости перевозки груза в размере 6694 руб. 37 коп., копиями кассовых чеков от <ДАТА2> об оплате перевозки груза в размере 6694 руб. 37 коп. и об оплате сервисного сбора за пользование контейнерами в размере 06 руб. 25 коп.;
- копией заказ квитанции <НОМЕР> от <ДАТА2> об оказании услуг и копией квитанции от <ДАТА2> об оплате услуг по перевозке груза в размере 9766 руб. 86 коп.;
- копией квитанции о приеме груза от <ДАТА3> весом брутто 5000 кг и о стоимости перевозки груза в размере 6690 руб. 36 коп., копиями кассовых чеков от <ДАТА3> об оплате перевозки груза в размере 6690 руб. 36 коп. и об оплате сервисного сбора за пользование контейнерами в размере 06 руб. 25 коп.;
- копией заказ квитанции <НОМЕР> от <ДАТА3> об оказании услуг и копией квитанции от <ДАТА3> об оплате услуг по перевозке груза в размере 10046 руб. 13 коп.;
- копиями описей на перевозку грузов объявленной ценностью от <ДАТА2> и от <ДАТА3>;,
-копией договора транспортной экспедиции <НОМЕР> от <ДАТА11>, заключенный между ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» и истцом.
В судебном заседании также установлено, что выплата стоимости переезда ответчиками истцу не произведена до настоящего времени.
Ответчиками не оспаривается то обстоятельство, что пенсионер проживал на территории Республики Коми в г.Усинске и расходные документы должны быть предоставлены по месту прежнего жительства.
Постановлением от 23.12.2008 № 364 (вступившим в законную силу с 01.01.2009) « О компенсации транспортных расходов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, расположенных на территории Республики Коми, в том числе участникам Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера» ( далее - Постановление от 23.12.2008 № 364), утвержден Порядок компенсации транспортных расходов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера на территории Республики Коми, в том числе участникам Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.
Указанные Порядок устанавливает процедуру компенсации транспортных расходов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, расположенных на территории Республики Коми, в том числе участникам Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, уволенным с последнего места работы и снятым с регистрационного учета, всех видов социального учета и обеспечения, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Право на компенсацию транспортных расходов имеют следующие категории граждан:
1) категории граждан, перечисленные: в Федеральном законе от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г. № 336 "Об утверждении Положения о содействии переселению граждан в рамках Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера"; в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 306 "О дополнительных мерах по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера"; 2)категории граждан, указанные в пункте 2 статьи 1 и в статье 1(1) Закона
Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N ЗО-РЗ "О социальных выплатах на
строительство или приобретение жилья".
В соответствии с п.5 Постановление от 23.12.2008 № 364 назначение и предоставление компенсации транспортных расходов осуществляются государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр по предоставлению государственных услуг) по месту жительства граждан до их переселения из районов Крайнего Севера, расположенных на территории Республики Коми, в том числе в рамках Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера. В соответствиис п.6 Постановление от 23.12.2008 № 364 компенсация транспортных расходов назначается и выплачивается гражданам из числа категорий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, получившим в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) на строительство (приобретение) жилья или жилищные сертификаты и не воспользовавшимся по последнему месту работы правом на компенсацию транспортных расходов в связи с переездом к новому месту жительства в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Законом РК от 31.12.2004 N 78-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми".
Из содержания искового заявления следует, что истец выехал из г.Усинска Республики Коми за пределы районов Крайнего Севера на постоянное место жительствав <АДРЕС>, переезд истца не связан с получением субсидии (социальные выплаты) на строительство (приобретение) жилья или жилищного сертификата.
Следовательно, под действие указанного постановления Правительства Республики
Коми истец не подпадает.
С принятием Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в законодательстве РФ закреплен порядок разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней. С учетом разграничения предметов ведения в законы и иные нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления внесены соответствующие изменения.
Денежные средства Пенсионного фонда РФ имеют целевое значение и не предусматривают компенсации расходов на оплату выезда пенсионеров к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ст.4 ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В соответствии с Порядком компенсации транспортных расходов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера на территории Республики Коми, в том числе участникам Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утвр. Постановлением от 23.12.2008 № 364 Управление пенсионного фонда РФ не относится к государственным органам, осуществляющим назначение и предоставление компенсации транспортных расходов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, расположенных на территорииРФ.
Федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации также не предусмотрено финансирование Пенсионному фонду РФ выплат для исполнения вышеуказанного закона в части оплаты пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства.
В силу статьи 4 Закона от 19.02.1993 № 4520-I источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии указан бюджет Российской Федерации.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", поэтому расходы
по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили
реализацию установленных федеральным законодательством льгот, руководствуя ст ст.1071 ГК РФ мировой судья приходит к выводу о том, что исковые требования Хисматова Р.С.1 подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов России в размере- 33 210 руб. 33 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хисматова Р.С.1 денежные средства в размере 33 210 руб. 22 коп.
В удовлетворении исковых требований Хисматова Р.С.1 к Администрации муниципальный образования городского округа «Усинск», Государственному бюджетному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Усинска», Государственном учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Усинске РК, Министерству финансов Республики Коми о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям отказать.
Решение может быть обжаловано в Усинский городской суд РК через мирового судью Девонского судебного участка г.Усинска РК в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 15 октября 2012 года.
Мировой судья-подпись-
Копия верная- мировой судья - Черных Н.Ю.