Решение по делу № 33-576/2019 от 01.02.2019

    Судья – Галкина Н.А.                           Дело № 2-5188/2018-33-576/2019

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    27 февраля 2019 года                                                  Великий Новгород

    Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

    председательствующего Бобряшовой Л.П.,

    судей    Котовой М.А. и Ребровой И.В.,

    при секретаре Ивановой М.С.,

    с участием истца Семёновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Семёновой Е.А. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2018 года по иску Семёновой Е.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) об обязании зачесть в специальный стаж период работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

    У С Т А Н О В И Л А :

Семёнова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что решением ответчика от 13 апреля 2018 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия требуемого стажа, однако при этом в специальный стаж необоснованно не был включен период работы с 02.11.1998 г. по 04.12.2008 г. в должности заместителя директора по воспитательной части ГУСО «Социальный приют для детей» п. Батецкий. Полагает, что решение ответчика противоречит закону, нарушает ее права на пенсионное обеспечение.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2018 года исковые требования Семёновой Е.А. оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе Семёнова Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований. Полагает, что работа в должности заместителя директора по воспитательной работе напрямую связана с воспитательным и образовательным процессом, что дает право на включение этого периода в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения.

    Все участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции. На основании с.3 ст. 167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Семёновой Е.А., поддержавшей апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (далее - Список № 1067),, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (далее – Список № 463) с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Семёнова Е.А. 23 марта 2018 года обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления от 13 апреля 2018 года № 26/4 Семёновой Е.А. отказано в назначении пенсии в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с отсутствием требуемых 25 лет специального стажа.

Общая продолжительность льготного стажа, зачтенная ответчиком, составила 17 лет 4 месяца 29 дней.

При этом в специальный стаж истца Управлением не была включена работа в должности заместителя директора по воспитательной части ГУСО «Социальный приют для детей» п. Батецкий с 02 ноября 1998 года по 04 декабря 2008 года в должности заместителя директора по воспитательной части ГУСО «Социальный приют для детей» п. Батецкий, списками не предусмотрена и по данным индивидуального лицевого счета этот период отражен как работа с обычными условиями труда.

Семёнова Е.А., обращаясь в суд, просила включить данный период в подсчет ее специального стажа.

Рассматривая требования истицы об обязании ответчика включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, названный период работы, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, в период с 02 ноября 1998 года по 04 декабря 2008 года Семёнова Е.А. работала заместителем директора по воспитательной части в ГУСО «Социальный приют для детей» п. Батецкий.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что в спорный период работы истец совмещала работу в должности заместителя директора по воспитательной части с должностью специалиста по социальной работе на 0,5 ставки. Должность специалиста по социальной работе не предусмотрена вышеуказанными Списками как должность, дающая право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В указанный период поочередно действовали: Список № 463 от 06.09.1991 г. (в период работы с 01.11.1998 г. по 31.10.1999 г.), Список № 1067 от 22.09.1999 года (в период работы с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г.), Списка № 781 от 29.10.2002 г. (в период работы с 01.01.2002 г. по 04.12.2008 г.).

Вместе с тем, Списком № 463 от 06.09.1991 года не были предусмотрены ни должности заместителя директора по воспитательной части, ни учреждения социального обслуживания, к каковым относятся социальные приюты для детей.

В Списке № 1067 от 22.09.1999 года в пункте 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным процессом, а в пункте 13 раздела «Наименование учреждений» указаны учреждения социального обслуживания, в числе которых значатся социальные приюты для детей и подростков.

Однако, согласно п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, независимо от ведения преподавательской работы в выслугу включается работа в качестве заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно - воспитательной, воспитательной, производственной, учебно - производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1 - 7, 9, 10 Списка.

Работа в качестве заместителей директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в других пунктах Списка, в выслугу не засчитывается.

Таким образом, приведенные правовые нормы не предусматривали включение в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, работы в качестве заместителей директоров учреждений, указанных в п. 13 раздела «Наименование учреждений» Списка № 1067.

В действующем в настоящее время Списке №781 от 29.10.2002 года в пункте 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» содержатся учреждения социального обслуживания, среди которых значатся социальные приюты для детей и подростков.

Вместе с тем, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей периоды работы в должностях в учреждениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г., предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно пункту 5 Правил периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

В силу подпункта «б» пункта 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Таким образом, в подпункте «б» пункта 8 Правил отсутствует указание на учреждения социального обслуживания, перечисленные в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Из вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что периоды работы заместителя директора по воспитательной части в учреждениях социального обслуживания, в числе которых значатся и социальные приюты для детей, засчитываются в специальный стаж только при условии выполнения педагогической деятельности.

В данном случае доказательств того, что Семёнова Е.А., работая в спорный период трудовой деятельности заместителем директора по воспитательной части, одновременно выполняла преподавательскую работу, вела учебные дисциплины, которые являются предметами преподавания, то есть относятся к педагогической деятельности, не представлено.

Должность специалиста по социальной работе не предусмотрена вышеуказанными Списками как должность, дающая право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие у истицы требуемой нормы педагогической нагрузки свидетельствует о невозможности зачета спорного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 11, ч.2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Семенова Е.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 23.12.1997 года. По данным ее индивидуального лицевого счета спорный период работодателем отражен как работа с обычными условиями труда.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, районный суд правомерно пришел к выводу, что работа в должности заместителя директора по воспитательной части ГУСО «Социальный приют для детей» п. Батецкий не может быть зачтена в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а поэтому в удовлетворении исковых требований истцу отказал.

Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит верным, поскольку он основан на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы основаниями к отмене решения не являются, поскольку не опровергают выводы суда, были предметом исследования в ходе судебного разбирательства и получили в решении надлежащую правовую оценку, которую судебная коллегия признает правильной.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по настоящему делу судебной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.

        Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

        О п р е д е л и л а :

        Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семёновой Е.А. - без удовлетворения.

        Председательствующий:                       Л.П. Бобряшова

        Судьи:                                                     М.А. Котова

                                                                         И.В. Реброва

33-576/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Семенова Е.А.
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в В.Новгороде и Новгородском районе НО (межрайонное)
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Бобряшова Людмила Петровна
27.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2019Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее