Дело № 2-9686/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2013 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Подгорновой О.С.,
при секретаре Айметдиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Управлению Министерства внутренних дел ФИО5 по Ульяновской области о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании постановки на учет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО9 обратился в суд с иском к ФИО5 по Ульяновской области о признании незаконным отказа в принятии на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
В обоснование указал, что он (истец), в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ 2О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к ответчику о постановке на учет для получения указанной социальной выплаты, приложив необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет. Никаких мотивов вынесения решения об отказе ответчик до сведения истца не довел. Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии о предоставлении единовременной выплаты ФИО5 по Ульяновской области также следует, что отказ комиссии являлся немотивированным, поскольку не указаны причины отказа и отсутствуют ссылки на какие-либо нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Истец является сотрудником полиции, служит в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ г., стаж службы истца в органах внутренних дел составляет более 21 года.
Из справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за истцом не зарегистрировано на праве собственности какое-либо жилое помещение, приватизированного жилья в Ульяновске и Ульяновской области истец не имеет. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах истца на объекты недвижимости.
Истец постоянно проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующим рапортом капитана полиции ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ В данном жилом помещении зарегистрированы в качестве собственников: ФИО2, ФИО3, ФИО4. Из выданной на имя ФИО2 справки № следует, что указанное жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью 30,10 кв. метров, из которой жилая площадь - 18,65 кв. метров.
В настоящее время указанной однокомнатной квартире фактически проживает семья из трех человек - два собственника (ФИО2 и ее дочь) и истец. Следовательно, на одного человека в данном жилом помещении приходится 10 кв. метров.
Просит признать незаконным распоряжение начальника ФИО5 по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении протокола комиссии о предоставлении единовременной выплаты ФИО5 по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ФИО9 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФИО5 по Ульяновской области принять ФИО9 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи им заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец на иске и его доводах настаивал. Пояснил, что зарегистрирован в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Собственником квартиры является его (истца) отец на основании договора приватизации жилого помещения, он (истец) отказался от участия в приватизации в пользу отца. Однако он (истец) проживает в гражданском браке с ФИО2, проживает в принадлежащей ФИО2 и ее дочерям квартире по адресу: <адрес>, ул.<адрес>. В квартире проживает без регистрации, поскольку против этого возражает старшая дочь ФИО2 Не отрицает, что при подаче заявления о принятии на учет не предоставлял сведений о фактическом проживании в квартире по ул.<адрес>, указал в качестве членов своей семьи, проживающих в квартире по пр-ту Созидателей мать, отца и брата. Поскольку ему (истцу) не был дан мотивированный отказ, полагал свои требования законными и подлежащими удовлетворению.
ФИО5 по Ульяновской области исковые требования ФИО9 не признала по следующим основаниям.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в том числе:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (статья 69 ЖК РФ).
При решении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в состав членов семьи совместно проживающих с сотрудником, включаются только лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ, согласно которой членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленных истцом документов следует, что ФИО9 зарегистрирован и проживает в 3-х комнатной квартире общей жилой площадью 63,02 кв.м по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит на праве собственности отцу истца - ФИО13 B.C. По указанному адресу прописано 4 человека: истец, его брат - ФИО6, мать - ФИО7, отец - ФИО8.
Расчет площади жилого помещения на одного члена семьи ФИО9 производился следующим образом: 63,02 кв.м : 4 членов семьи=15,75 кв. м (на одного члена семьи).
Согласно пункту 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Учитывая, что ФИО9 обеспечен на одного члена семьи жилой площадью более 15 квадратных метров, комиссией по предоставлению единовременной выплаты У МВД ФИО5 по Ульяновской области правомерно принято решение об отказе ФИО9 в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Кроме того, исковые требования ФИО9 не подлежат удовлетворению и в связи с истечением срока исковой давности Полагала, что основания для удовлетворения исковых требований ФИО9 отсутствуют. Просила в иске отказать.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании; судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В судебном заседании установлено, что прапорщик полиции ФИО9, полицейский изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (с лимитом мест до 50) ФИО5 по городу Ульяновску служит в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения ранее ФИО9 не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в ФИО5 по Ульяновской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ФИО5 по Ульяновской области ФИО9 отказано в принятии на учет на получение единовременной выплаты (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №11/654).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (части 1 и 5 статьи 4).
В соответствии с п. 5 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1223 «О предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2012 г., принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
При этом, названным пунктом Правил определено, что к заявлению должны быть приложены следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Из анализа положений вышеприведенных Правил следует, что именно на заявителе лежит обязанность представить документы, подтверждающие его право на постановку его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ.
Как следует из заявления, адресованного на имя начальника ФИО5 по Ульяновской области о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, ФИО9 проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>, общей площадью 63,02 кв. м. Из акта обследования жилищных условий также видно, что члены семьи ФИО9: ФИО8 (отец), ФИО7 (мать), ФИО6 (брат), соответственно, на каждого приходится по 15,75 кв. м общей площади, что свидетельствует об отсутствии у ФИО9 нуждаемости в жилом помещении.
Истец в судебном заседании не отрицал, что при обращении с заявлением на имя начальника ФИО5 по Ульяновской области он не указывал адрес фактического проживания, что позволило бы проверить данные сведения, не представлял документы, подтверждающие отсутствие семейных отношений с позиции ЖК РФ, с отцом, матерью и братом и наличие таких отношений с ФИО2, которые подтверждали бы наличие условий, необходимых для принятия его на такой учет.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при наличии условий, предусмотренных законом определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.
Более того, согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Правилами п. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Из конструкции вышеуказанных норм закона следует, что действующее жилищное законодательство связывает наличие лица права пользования жилым помещением, принадлежащим другому лицу на праве собственности, с фактом состояния в семейных отношениях или наличием иного соглашения о праве пользования жилым помещением.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считается, в том числе, супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником.
В зарегистрированном браке с ФИО2 истец не состоит.
В силу статьи 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга.
Учитывая, что вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения относятся к компетенции ФИО5 по Ульяновской области, решение этого вопроса осуществляется при наличии необходимого пакета документов.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным распоряжения начальника ФИО5 по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № 11/654, возложении обязанности на ФИО5 по Ульяновской области принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи им заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
Вместе с тем, суд полагает необоснованным заявление стороны ответчика об отнесении указанного спора к категории служебных и пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд для разрешения служебного спора.
Согласно ч. 4 ст. 72 ФЗ от 30.11.2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившего в законную силу с 01.01.2012 года, сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Оснований для отнесения указанного спора к категории служебного суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО9 к Управлению Министерства внутренних дел ФИО5 по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании постановки на учет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья О.С. Подгорнова