Решение по делу № 2-1278/2016 от 20.09.2016

дело № 2-1278/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2016 года                             <адрес>

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                  Иваныш И.В.,

при секретаре                                 Макаревич Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Еничевой Л.А. к Муниципальному образовательному учреждению «Чемальская СОШ» установить Еничевой Л.А. заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда, обязании МОУ «Чемальская СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Еничевой Л.А. недоначисленную заработную плату за период с 11 ноября 2014 года по 31 октября 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> района в интересах Еничевой Л.А. обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Чемальская СОШ» установить Еничевой Л.А. заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда с августа 2016 года, обязании МОУ «Чемальская СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Еничевой Л.А. недоначисленную заработную плату за июнь и июль 2016 года включительно в размере 1807 рублей 53 копеек.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению Еничевой Л.А. проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в МОУ «Чемальская СОШ». По результатам проверки выявлены существенные нарушения, выразившиеся в начислении и выплате заработной платы работникам не в полном объеме. Из материалов проверки следует, что Еничева Л.А работает в МОУ «Чемальская СОШ» с 11 декабря 2014 года. В нарушении требований ст. 7, 37 Конституции РФ, ст.ст. 2, 7, 22, 129, 132, 130, 146, 148, 423, 133, 133.1 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 29.05.1993 г. № 512 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай» Еничевой Л.А. с июня по август 2016 г. включительно недоначислили и не выплатили заработную плату по должности в размере 1807 рублей 53 копеек, в связи с чем прокурор <адрес> района просит суд удовлетворить иск.

В судебном заседании 19 октября 2016 года прокурор отказался от исковых требований в связи с измененной позицией Верховного Суда Российской Федерации, последствия отказа от иска разъяснены и понятны.

Определением суда от 19 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация <адрес> района.

24 октября 2016 года процессуальным истцом Еничевой Л.А. представлено заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ об изменении предмета иска, в частности, истец просит обязать МОУ «Чемальская СОШ» установить Еничевой Л.А. заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда с августа 2016 года, обязании МОУ «Чемальская СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Еничевой Л.А. недоначисленную заработную плату за период с 11 ноября 2014 года по 31 октября 2016 года.

Суд, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ, заявление об изменении предмета иска принял к производству суда.

В судебном заседании истица Еничева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в уточненном иске.

В судебное заседание представитель третьего лица - Администрации <адрес> района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыва суду не представил.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил 29 сентября 2016 года отзыв на исковое заявление, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование возражений ответчик указал, что территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 года № 1029». Указанное постановление не содержит данных о внесении всей территории Республики Алтай или отдельного Чемальского района к этим территориям. Районный коэффициент в размере 1,4 нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со ст. 315, 316 ТК РФ, соответственно правила, предусмотренные главой 50 ТК РФ в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на трудовые правоотношения истца не распространяются.

В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Суд, изучив материалы дела, заслушав истицу Еничеву Л.А., считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по нижеизложенным основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом, согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146).

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В силу части третьей ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 29.05.1993 г. N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай" на территории Республики Горный Алтай районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,4. Из анализа положений данного Постановления в совокупности с нормами раздела VI ТК РФ об оплате и нормировании труда следует, что районный коэффициент начисляется на заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Еничева Л.А. работала в МОУ «Чемальская СОШ» помощником воспитателя с 11 декабря 2014 года до 29 октября 2016 года.

Согласно лицевому счёту и трудовому договору Еничевой Л.А. установлен оклад в размере 2285 рублей 00 копеек. При работе на должности помощника воспитателя предусмотрена выплата надбавок - районного коэффициента в размере 40 %, а также начисляются компенсационные и стимулирующие надбавки за работу в ночное время, надбавка за непрерывный стаж работы.

Еничева Л.А. просит обязать МОУ «Чемальская СОШ» установить Еничевой Л.А. заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда с августа 2016 года, обязании МОУ «Чемальская СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Еничевой Л.А. недоначисленную заработную плату за период с 11 ноября 2014 года по 31 октября 2016 года. Вместе с тем, расчет суду не представила.

Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвёртая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст. 133 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.4 ст.133 ТК РФ).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты 7 компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведённого выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

На основании статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 г. установлен в сумме 5 965 руб. в месяц.

Как следует из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой Еничевой Л.А. должности меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.

Вместе с тем с учётом установленного Еничевой Л.А. оклада, а также начисленных надбавок за работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы размер выплачиваемой с июня 2016 года работнику ежемесячно заработной платы превысил установленный федеральным законом в 2015 году минимальный размер оплаты труда. Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд полагает, что доводы истца Еничевой Л.А. о том, что районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определённого работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление её размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Ссылка истицы Еничевой Л.А. в обоснование иска на статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента, компенсационные и стимулирующие надбавки за работу в ночное время, надбавка за непрерывный стаж работы. Таким образом, право истицы на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.

Кроме того, доводы истицы Еничевой Л.А. о применении положений статьи 133.1&apos; Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации и предусматривающие в том числе, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, также является несостоятельной, поскольку размер минимальной заработной платы, установленный в Республике Алтай, не являлся предметом настоящего спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодека РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Еничевой Л.А. к Муниципальному образовательному учреждению «Чемальская СОШ» установить Еничевой Л.А. заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда, обязании МОУ «Чемальская СОШ» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Еничевой Л.А. недоначисленную заработную плату за период с 11 ноября 2014 года по 31 октября 2016 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья И.В. Иваныш

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ

2-1278/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Еничева Л.А.
Ответчики
Муниципальное образовательное учреждение "Чемальская средняя общеобразовательная школа"
Другие
Администрация МО "Чемальский район"
Суд
Чемальский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
chemalsky.ralt.sudrf.ru
20.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2016Передача материалов судье
21.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Судебное заседание
10.11.2016Судебное заседание
15.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее