Адм. дело № 2а-1252/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2016 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.В.,
при секретаре Цветковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области к Евсееву Андрею Анатольевичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области (далее по тексту – МИФНС №8) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Евсееву А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц.
В обоснование административного иска указывает, что на административном ответчике в 2012, 2013 и 2014 году был зарегистрирован автомобиль легковой Москвич 412, мощностью двигателя 91.00 л.с., которое в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ и ст. 2 Закона Мурманской области от 18.11.2002 №368-01-ЗМО «О транспортном налоге» является объектом налогообложения.
Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога. МИФНС №8 административному ответчику на указанное транспортное средство был начислен транспортный налог за 2012, 2013 и 2014 годы в общей сумме 2205 рублей 05 копеек. В связи с неуплатой в установленные сроки транспортного налога административному ответчику начислены пени в сумме 553 руб. 62 коп. (с учетом имеющейся задолженности по пени). Таким образом, задолженность по транспортному налогу и пени за 2012, 2013 и 2014 годы составляет 2758 руб. 62 коп.
Кроме того, что по сведениям налогового органа административный ответчик в 2013 и 2014 годах являлся собственником имущества – квартиры по адресу: <адрес> и квартиры по адресу: <адрес>
МИФНС №8 направила в адрес административного ответчика налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2013 и 2014 год с указанием суммы налога и срока уплаты. Уплата налога в сумме 439 руб. 03 коп. административным ответчиком не произведена. В связи с чем, на имеющуюся задолженность по налогу на имущество были начислены пени в размере 10 руб. 79 коп.
На этапе досудебного урегулирования спора МИФНС № 8 административному ответчику были выставлены требования об уплате налога и пени, направленные в его адрес заказным письмом. Указанные требования, в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, считаются полученными по истечении шести дней с даты отправления письма. В установленный в требованиях для уплаты налога и пени срок и на момент подачи административного искового заявления в суд задолженность по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не погашена.
Просит взыскать с административного ответчика недоимку и пени по транспортному налогу в сумме 2758 руб. 62 коп., из которых сумма недоимки по налогу 2205 руб. 00 коп., сумма пени – 553 руб. 62 коп. и недоимку и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 449 руб. 82 коп., из которых сумма недоимки по налогу – 439 руб. 03 коп., сумма пени – 10 руб. 79 коп.
Представитель административного истца о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, дважды извещался о времени и месте судебного заседания по месту регистрации, о чем в деле имеются письменные доказательства.
Суд учитывает, что по смыслу положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания факта направления судебного извещения и его доставки адресату лежит на лице, направившем судебное извещение, а судебное извещение должно считаться доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, в связи с чем судебное извещение должно считаться доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции должен нести адресат.
Поскольку судом принимались все возможные меры по судебному извещению административного ответчика, суд, руководствуясь статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел административное дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Транспортный налог предусмотрен главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Законом Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге».
Согласно ст. 357, п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено самой статьей 357 Налогового кодекса РФ. В частности объектом налогообложения признаются автомобили.
Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, поступившие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст. 362 НК РФ).
Судом установлено, что Евсеев А.А. в период 2012-2014 годов являлся владельцем автомобиля легкового Москвич 412, мощностью двигателя 73.50 л.с. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 306 НК РФ).
В силу ст. 361 Налогового кодекса РФ ставки транспортного налога устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки на транспортные средства в зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы и вида транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 10 рублей.
Налоговым органом налогоплательщику начислен транспортный налог за 2012 год, 2013 год и 2014 год в размере 735 руб. 00 коп. ежегодно (73.50 х 10 руб. / 12 мес. х 12 мес.), а всего 2205 руб. 00 коп.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики физические лица уплату налога производят в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 8 Закона «О транспортном налоге» в редакции от 08.11.2010 № 1271-01-ЗМО), ранее уплата налога производилась в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 8 Закона «О транспортном налоге» в редакции от 02.07.2014 № 1769-01-ЗМО).
Поэтому административный ответчик обязан был уплатить сумму транспортного налога за 2012 год – не позднее 01.11.2013, за 2013 год не позднее 05.11.2014, за 2014 год – не позднее 01.10.2015.
На этапе досудебного урегулирования спора МИФНС № 8 административному ответчику были выставлены требования об уплате налога и пени. В установленные сроки начисленные налоги административным ответчиком не уплачены.
Как следует из копии лицевого счета налогоплательщика, Евсеев А.А. до настоящего времени транспортный налог за 2012, 2013, 2014 годы не уплатил.
Следовательно, с административного ответчика подлежит взысканию транспортный налог за 2012, 2013, 2014 годы в общей сумме 2205 руб. 00 коп.
За несвоевременную уплату транспортного налога административному ответчику за период просрочки были начислены пени за 2008 год за период с 19.06.2013 по 09.10.2015 - 340 руб. 78 коп., за 2012 год за период со 02.11.2013 по 09.10.2015 - 142 руб. 90 коп., за 2013 год - 68 руб. 32 коп. за период с 06.11.2014 по 09.10.2015 и за 2014 год за период со 02.10.2015 по 09.10.2015 - 01 руб. 62 коп., а всего 553 руб. 62 коп.
Представленный административным истцом расчет судом проверен, соответствует требованиям закона; административным ответчиком расчет не опровергнут.
Исходя из вышеизложенного, исковые требования МИФНС № 8 в части взыскания пени подлежат удовлетворению на сумму 553 руб. 62 коп.
Налог на имущество физических лиц предусмотрен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 04.10.2014 №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившим в силу с 01.01.2015.
При этом, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.2015, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ.
На момент возникновения спорных правоотношений до 01.01.2015 действовал Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1).
Как следует из Закона № 2003-1 и статей 400,401, 408 НК Российской Федерации (в ред. Закона № 284-ФЗ) физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц.
Объектами налогообложения признаны жилые помещения (квартиры, комнаты), жилые дома. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
До 01.01.2015 налог на квартиру исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (пункт 2 статьи 5 Закона № 2003-1). С 01.01.2015 налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (статья 402 НК Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 5 Закона № 2003-1 предусмотрено, что уплата налога за 2014 год производится не позднее 01.10.2015 (статья 409 НК Российской Федерации в редакции ФЗ от 02.05.2015 № 112-ФЗ).
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (пункт 10 статьи 5 Закона №2003-1, статья 409 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налог на имущество физических лиц за 2011-2013 годы исчисляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. настоящего Федерального закона), без учета коэффициента-дефлятора. В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ налог на имущество физических лиц за 2014 года исчисляется в порядке, установленном главой 32 НК Российской Федерации (в редакции ФЗ от 02.05.2015 № 112-ФЗ).
Решением Апатитского городского Совета от 27.10.2005 № 510 «О местных налогах на территории города Апатиты» (п. 3 в ред. решения Совета депутатов МО город Апатиты от 26.11.2013 № 847) принято Положение о местных налогах на территории города Апатиты, согласно которому ставка налога, суммарная инвентаризационная стоимость жилых объектов налогообложения которых до 10000 рублей (включительно) – 0, свыше 10000 рублей до 300000 рублей (включительно) – 0,1 %, свыше 300000 рублей до 500000 рублей – 0,11%; свыше 500000 рублей – 0,31%.
В судебном заседании установлено, что в 2013 и 2014 годах у Евсеева А.А. в собственности находилась квартира <адрес>, инвентаризационная стоимость которой составляет 303895 руб. 80 коп., и квартира <адрес> (1/2 доли), инвентаризационная стоимость которой составляет 838644 руб. 24 коп. Следовательно, он является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2013 и 2014 годы.
С учетом суммарной инвентаризационной стоимости имущества, административный ответчик обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2013 и 2014 годы в сумме 439 руб. 03 коп.: за 2013 год - 104 руб. 74 коп. ((838644,24/2 х 0,11%/12 месяцев х 02 месяца) + (303895,80 х 0,11%/12 месяцев х 1 месяц)); за 2014 год - 334 руб. 29 коп. (303895,80 х 0,11%/12 месяцев х 1 месяц).
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2012 год установлен до 01.11.2013, за 2013 год – до 05.11.2014, за 2014 год - до 01.10.2015. Административному ответчику были направлены налоговые уведомления, что подтверждается списком заказных писем.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в силу статьи 75 данного Кодекса начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате этого налога.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, в срок, указанный в налоговых уведомлениях, налог на имущество физических лиц за 2013 и 2014 годы в сумме 1208 руб. 16 коп. не уплачен.
Поскольку плательщик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц налога не выполнил, ему в соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации начислены пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013 год за период с 06.11.2014 по 09.10.2015 - 10 руб. 05 коп., за 2014 год за период со 02.10.2015 по 09.10.2015 - 0 руб. 74 коп.
Таким образом, сумма пени, подлежащая взысканию с административного ответчика, составляет 10 руб. 79 коп.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у административного ответчика перед административным истцом задолженности по оплате налога на имущество физических лиц, МИФНС № 8 административному ответчику были направлены требования об уплате недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, что подтверждается списком почтовых отправлений.
Сроки, установленные статьями 48, 69 и 70 НК Российской Федерации для направления ответчику требования об уплате налога и искового заявления о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2013 и 2014 годы административным истцом соблюдены.
Согласно выписке из лицевого счета административный ответчик до настоящего времени недоимку и пени по налогу на имущество физических лиц и транспортного налога не уплатил.
Таким образом, исковые требования МИФНС № 8 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере также подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма долга превышает 3000 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством РФ, ИФНС № 8 на этапе досудебного урегулирования спора выставило налогоплательщику требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени № 8410 от 18.12.2013, № 19844 от 13.11.2014, № 12790 от 09.10.2015.
Судом установлено, что срок исполнения самого раннего № 8410 от 18.12.2013 истек 18.02.2014.
На момент выставления требования № 12790 от 09.10.2015 по сроку исполнения до 19.11.2015, выявленная у административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц превысила 3000 рублей. Установленный статьей 48 НК Российской Федерации срок не истек.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Аналогичное требование к сроку предъявления иска в суд содержится в пункте 2 статьи 48 НК РФ.
В суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам административный истец обратился 01.04.2016, то есть с соблюдением установленного законом шестимесячного срока, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции суда на административном исковом заявлении налогового органа.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений со стороны административного ответчика, суд удовлетворяет исковые требования.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку исковые требования ИФНС подлежат удовлетворению на общую сумму 3208 рублей 44 копейки, то согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 289–290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Мурманской области к Евсееву Андрею Анатольевичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц - удовлетворить.
Взыскать с Евсеева Андрея Анатольевича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Мурманской области недоимку и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в общей сумме 3208 (три тысячи двести восемь) рублей 44 копейки, из которых:
- налог на имущество физических лиц за 2013 и 2014 годы в сумме 439 (четыреста тридцать девять) рублей 03 копейки;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 – 2014 годы в 10 (десять) рублей 79 копеек;
- транспортный налог с физических лиц за 2012-2014 годы в сумме 2205 (две тысячи двести пять) рублей 00 копеек;
- пени по транспортному налогу с физических лиц за 2012-2014 годы в сумме 553 (пятьсот пятьдесят три) рубля 62 копейки.
Взыскать с Евсеева Андрея Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца.
Председательствующий Т.В.Ткаченко