дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года п.г.т. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе: судьи Монгуша С-Ч.С., при секретаре Ооржак Е.А., с участием: прокурора ФИО6., представителя ответчика администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва ФИО3, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., в интересах неопределенного круга лиц, к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района республики Тыва, в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, в обоснование иска указав, что проведенной проверкой соблюдения жилищного законодательства в части наличия маневренного жилищного фонда, установлено что в нарушение ст. 95 Жилищного кодекса РФ маневренный жилищный фонд на территории пгт. Каа-Хем отсутствует, что нарушает права граждан на нормальные условия проживания, поскольку на территории пгт. Каа-Хем существует реальная угроза возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также иных ситуаций, предусмотренных в ст. 95 Жилищного кодекса РФ. По выявленным нарушениям прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление, однако меры по устранению нарушений жилищного законодательства фактически не приняты. Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства и требования закона, администрация пгт. Каа-Хем обязана обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории пгт. Каа-Хем маневренного жилищного фонда для проживания граждан. Просит обязать администрацию пгт. Каа-Хем в течение 6 месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда, создать маневренный жилищный фонд на территории пгт. Каа-Хем.
Прокурор ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района РТ ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, указав, что в бюджете администрации пгт.Каа-Хем не имеются средств, для создания маневренного жилищного фонда.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Кызылский кожуун» РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Пунктами 1 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.
Также к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Указанный порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Согласно п.4 Порядка жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из п. 7 Порядка следует, что маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
В соответствии со ст.95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части наличия маневренного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ председателю администрации пгт. Каа-Хем ФИО4 направлено
представление Кызылского межрайонного прокурора, об устранении нарушений федерального законодательства с требованием уведомить о результатах рассмотрения представления в установленный законом срок.
Из ответа председателя администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактически создать на территории пгт. Каа-Хем маневренного фонда для временного проживания граждан не представляется возможным из-за отсутствия финансовых средств в бюджете пгт. Каа-Хем.
Из ответа администрации муниципального района «Кызылский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено в рабочей группе. ДействительноДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома по <адрес> были признаны аварийными. Согласно федеральному проекту утверждено финансирование адресной программы по переселению жильцов вышеуказанных домов, переселение <данные изъяты> на сегодняшний день муниципального специализированного жилищного фонда не имеется. В целях предотвращения угрозы жизни и здоровью жителей указанных домов, администрацией пгт. Каа-Хем было предложено временное расселение, заключить соглашение об оказании финансовой помощи из бюджета пгт. Каа-Хем в размере <данные изъяты> каждой семье. Жители единогласно отказались, мотивируя тем, что факторов опасности в их жилых помещениях нет.
Таким образом, в нарушение ст. 95 ЖК РФ, маневренный фонд на территории пгт.Каа-Хем отсутствует, по внесенному представлению от ДД.ММ.ГГГГ меры по устранению нарушений жилищного законодательства фактически не приняты, что нарушает права граждан на жилье.
Поскольку на момент рассмотрения дела маневренный жилищный фонд на территории пгт. Каа-Хем еще не создан, ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств освобождающих их от ответственности, нарушения федерального законодательства, выявленные в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, не устранены, то суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на территории пгт. Каа-Хем создать маневренный жилищный фонд для временного проживания граждан.
В целях возможности исполнения решения суда, с учетом позиции сторон, суд устанавливает срок исполнения – в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., в интересах неопределенного круга лиц к администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва, о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Обязать администрацию пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва создать на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва маневренный жилищный фонд в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва, через Кызылский районный суд Республики Тыва в апелляционном порядке в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения- ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Монгуш С-Ч.С.