АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
664000, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-2739/09-66
«12» мая 2009г.
Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2009г. Полный текст решения изготовлен 12.05.2009г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поляковой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокуратуры Иркутской области
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Ангара»
о признании незаконными решения органа государственной власти
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ульянова М.С., представлено удостоверение,
от налогового органа: Макаров Е.А., предоставлены удостоверение, доверенность.
от третьего лица: не явились,
установил:
Прокуратура Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 17.04.2003г. о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ангара»
Заявитель требования поддержал.
Налоговый орган требования не признал.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещалось, в судебное заседание не явилось.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном гл.24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Ангарску Иркутской области 17.04.2003г. принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании Общества с ограниченной ответственности «Ангара» за №3311.
Прокуратурой Иркутской области в ноябре 2008г. проведена проверка исполнения налогового законодательства, в ходе которой изучены материалы уголовного дела №23204, возбужденного на основании постановления начальника Ангарского межрайонного отдела УНП ГУВД по Иркутской области от 24.12.2007г. по факту использования неустановленными лицами заведомо подложного документа. При этом установлено, что лицо, на основании заявления которого было зарегистрировано общество, а также являющееся его учредителем и руководителем (Копылов А.В.) умерло 06.03.1995г., по адресу регистрации юридического лица общество никогда не располагалось, деятельность не вело.
С учетом изложенного, прокурор, полагая, что решение налогового органа не соответствует требованиям закона и нарушает права и интересы государства по достоверному содержанию государственного реестра юридических лиц, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Одновременно Прокуратурой заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование названного Решения.
Налоговый орган требования не признал, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным. Против удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не возразил.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения инспекции, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из представленных суду материалов, прокурору стало известно об оспариваемом решении и нарушении им прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц граждан и организаций в ноябре 2008 года, при изучении материалов уголовного дела №23204.
Данные обстоятельства инспекцией не оспорены.
С учетом изложенного, суд полагает возможным восстановить срок для обжалования решения налогового органа от 17.04.2003г.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст.13 Закона, государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с указанной нормой, документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Таким образом, с учетом указанных требований законодательства, суд соглашается с доводами инспекции о том, что рассматриваемый Федеральный закон не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению каких-либо дополнительных экспертиз, проверок и т.п. в отношении сведений, представляемых в налоговый орган.
Вместе с тем, названные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Так, в силу ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, единственным учредителем и директором Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» является Копылов Андрей Викторович, 21.04.1969 г.р., паспорт ХIII-СТ 693471, проживающий: Иркутская область, 10 мкрн., 98-66.
Заявление в налоговый орган о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» при создании подписано представителем Копылова А.В., Кузнецовой О.А. по нотариально удостоверенной доверенности. При этом, в квитанции на уплату государственной пошлины плательщиком указан также Копылов А.В.
Данным же лицом подписан устав ООО «Ангара», представленный в пакете документов, необходимых для регистрации юридического лица.
Вместе с тем, в материалы дела представлена справка №4665 о том, что в архиве Отдела по Ангарскому району и г.Ангарску управления службы ЗАГС Иркутской области имеется запись акта №663 от 09.03.1995г., о смерти Копылова Андрея Викторовича умершего 06.03.1995г.
Также суду представлены документы (форма-1 (заявление о выдаче паспорта), справка судебно-медицинского эксперта г.Ангарска, протокол допроса отца Копылова А.В. – Копылова В.Н.), из которых, в их совокупности и взаимной связи, также усматривается то обстоятельство, что Копылов Андрей Викторович, 21.04.1969 г.р., паспорт ХIII-СТ 693471, умер (убит) 06.03.1995г. Данные обстоятельства инспекцией не оспорены.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона №129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Ангара» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службой России по г.Ангарску Иркутской области 17.04.2003г. по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, 10 микрорайон, д.98. кв.66.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 28.09.2001г. собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, 10 микрорайон, д.98. кв.66, являются Каминская П.А., Арчебасов В.А., Арчебасова Д.В.
Как усматривается из представленных суду документов (в том числе, объяснений указанных лиц, процессуальных документов), названные лица отрицают тот факт, что в данном жилом помещении, начиная с 2001 года, располагалось какое-либо юридическое лицо либо проживал руководитель общества Копылов А.В.
С учетом изложенного, суд полагает обоснованными доводы заявителя о том, что документы, представленные для регистрации ООО «Ангара» не могут отвечать признаку достоверности, поскольку исходили от неустановленного лица, по заявленному адресу общество никогда не располагалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску от 17.04.2003г. о регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» принято на основании документов, не соответствующих действительности.
При рассмотрении настоящего дела, суд также принимает во внимание, что, на основании оспариваемого решения налогового органа, неустановленные лица вели от имени ООО «Ангара» уставную деятельность, подавали налоговую отчетность, в том числе, заявления (за подписями Копылова А.В.) о возврате переплаты по налогу (налоговых вычетов). Указанные заявления были удовлетворены налоговым органом, суммы налога возвращены из бюджета на расчетный счет общества, и сняты («обналичены») неустановленными лицами по подложным документам (утерянному паспорту Прохоренко С.В.).
Таким образом, следует признать, что рассматриваемое решение инспекции о регистрации ООО «Ангара», принятое на основании недостоверных документов, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов как государства, так и неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
С учетом изложенного, Решение инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску от 17.04.2003г. №3311 о регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ангара» подлежит признанию недействительным, как несоответствующее требованиям законодательства и нарушающее права и законные интересы государства, а также граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░░ 17.04.2003░. №3311 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.8, 9, 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №129 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░