УИД 75RS0020-01-2019-000381-46
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 11 декабря 2019 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Т.Ю. Сенотрусовой,
при секретаре Н.Н. Филатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю и Тунгокоченскому РО СП УФССП России по Забайкальскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении отсрочки уплаты уменьшенного исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Тунгокоченского районного суда от 02.09.2019 г. были удовлетворены исковые требования прокурора. 10.09.2019 г. заместитель начальника Тунгокоченского РОСП УФССП по Забайкальскому краю вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, срок исполнения решения - в течение суток. 25 ноября 2019 года заместитель начальника Тунгокоченского РОСП УФССП по Забайкальскому краю вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В качестве обоснования судебный пристав-исполнитель указывает, что должником в установленный для добровольного исполнения срок не исполнены требования указанные в исполнительном листе.
ООО «Забайкальский тепловик» является теплоснабжающей, тарифной, регулируемой организацией, собственных объектов теплоснабжения не имеет. Платежи за теплоэнергию поступают не регулярно, однако организация предприняла меры по взысканию дебиторской задолженности с населения и юридических лиц. Согласно справки ПАО Сбербанк ООО «Забайкальский тепловик» имеет один расчетный счет, остаток денежных средств на счете -0, карточка неисполненных документов состоит из 68 документов на общую сумму 6 112 820,72 рубля и исполнительский сбор усугубит сложное материальное положение должника в момент подготовки к отопительному сезону в Забайкальском крае. Считает указанные обстоятельства неисполнения требований взыскателя, уважительными.
Административный истец просит суд уменьшить ООО «Забайкальский тепловик» размер исполнительского сбора от 25.11.2019 г. по исполнительному производству от 10.09.2019 г. № на 25%, т.е. до 37500 рублей и предоставить отсрочку уплаты исполнительского сбора.
Административный истец - ООО «Забайкальский тепловик» о дате и времени рассмотрения заявления надлежащим образом извещено, в судебное заседание своего представителя не направило, представитель по доверенности Н.Ю. Стрепина ходатайствовала о рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Административный ответчик - УФССП по Забайкальскому краю о дате и времени рассмотрения заявления надлежащим образом извещено, в судебное заседание своего представителя не направило, не ходатайствовало о рассмотрении заявления в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик - Тунгокоченский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю о дате и времени рассмотрения заявления надлежащим образом извещено, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении заявления в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо - помощник прокурора Тунгокоченского района А.Ч. Мыдыгмаева в судебном заседании пояснила, что с требованиями истца согласна, считает их обоснованными.
Заинтересованное лицо - Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» в судебное заседание своего представителя не направила, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена, не ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе в том числе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 1,2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (части 1,2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 02 сентября 2019 года исковые требования прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края были удовлетворены. На ООО «Забайкальский тепловик» возложена обязанность создать на котельных «Братск», «РИК», «ПМК» и «Бойлерная» с. Верх-Усугли неснижаемый нормативный запас топлива (угля), позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2019-2020 годов. На администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» возложена обязанность организовать мероприятия по созданию на котельных «Братск», «РИК», «ПМК» и «Бойлерная» с. Верх-Усугли неснижаемого нормативного запаса топлива (угля), позволяющего обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2019-2020 годов. Решение суда обращено к немедленному исполнению (л.д._____).
На основании исполнительного листа от 02.09.2019г. заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Тунгокоченского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № от 10.09.2019г., которое получено должником 16.09.2019 г. (л.д.___).
В указанном постановлении должнику предложено в течение суток со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Данное постановление получено должником, однако в срок, установленный постановлением, добровольно не исполнено, что заявителем не оспаривается. Установлено, что в течение суток решение суда не исполнено. С заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда должник в установленном законом порядке в суд не обращался.
В этой связи заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Тунгокоченского РОСП УФССП по Забайкальскому краю Ланцевой А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 25.11.2019 г., в соответствии с которым с ООО «Забайкальский тепловик» был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, должнику установлен новый срок для исполнения решения - в течение 10 дней с момента получения настоящего постановления (л.д. ___).
Данное постановление было получено должником 25.11.2019 г.
Согласно информации ПАО «Сбербанк» от 28.11.2019г., по состоянию на 28.11.2019г. на расчётных счетах ООО «Забайкальский тепловик» отсутствует остаток денежных средств, должник имеет 68 ограничений по счёту на общую сумму 6 112 820,72 рублей (л.д.19-26).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником предпринимались все необходимые действия по исполнению судебного акта, не представлено.
Суд приходит к выводу, что в ходе исполнительного производства должником не принимались все возможные меры по исполнению исполнительного документа. Решение суда на момент рассмотрения заявления должником - ООО «Забайкальский тепловик» не исполнено.
Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств, что за прошедший период с момента возбуждения исполнительного производства, должник не имел возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда. Кроме того, не предоставлено заявителем доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Отсутствие денежных средств у должника в полном объеме, не может являться основанием для освобождения должника от оплаты исполнительского сбора.
Принимая во внимание отсутствие объективных причин в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, учитывая вышеприведенные нормы, суд не находит оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решений суда, выдачи судом исполнительного листа, а также норм Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд, учитывая степень вины должника, его имущественное положение, приходит к выводу о возможности уменьшения исполнительского сбора в пределах размера, предусмотренного частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и предоставлении отсрочки уплаты сниженного исполнительского сбора на срок до 01 марта 2020 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.177-180 КАС РФ, ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд
РЕШИЛ:
Административные требования общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» - удовлетворить.
Снизить размер исполнительского сбора, установленного постановлением Тунгокоченского районного отдела СП УФССП по Забайкальскому краю от 25.11.2019 г. по исполнительному производству №-ИП от 10.09.2019г до 37 500 рублей.
Отсрочить выплату исполнительского сбора установленного постановлением Тунгокоченского районного отдела СП УФССП по Забайкальскому краю от 25.11.2019 г. по исполнительному производству №-ИП, на срок до 01 марта 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова
В полном объеме мотивированное решение составлено 16 декабря 2019 года