Дело № 33-783
Судья Апрелова Ю.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2017 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Кустовой И.Ю., Никитиной Т.А.,
при секретаре Мальцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «Свинокомплекс Пермский» на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 02 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Краснокамска – удовлетворить.
Обязать ООО «Свинокомплекс Пермский» обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива в виде мазута (М-100) в размере не ниже 2001 тонн, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя ответчика Белинской Е.А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Свинокомплекс Пермский» о возложении обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива в виде мазута (М-100) в размере не ниже 2001 тонн в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что ООО «Свинокомплекс Пермский» является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии путем нагрева воды и подачи ее по тепловым трассам в ЦТП ООО «Родник». После чего коммунальная услуга предоставляется в жилые дома и на объекты социального назначения в п. Майский ООО УК «ЖКХ п. Майский». Поставку природного газа на котельную в качестве основного топлива осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Пермь». По информации ответчика в случае ограничения газопотребления резервным топливом является мазут (М-100). Планируемый объем резервного топлива необходимого для бесперебойной работы котельного цеха составляет 2001 тонна. Однако на начало отопительного периода ответчик имеет запас резервного топлива в размере 560 тонн (на трое суток), что не соответствует нормативу. Не обеспечение необходимого запаса резервного топлива, гарантирующего бесперебойную подачу теплоносителя потребителям, может повлечь нарушение конституционных и жилищных прав граждан, повлиять на работу объектов социальной сферы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что судом не дана оценка его доводам, изложенным в отзыве. Отпуск тепловой энергии в горячей воде в рамках договора с ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» от 28.10.2015г № ** составляет 290 Гкал. Согласно расчету для выработки 1 Гкал необходимо для котла ДКВР-2013 - 91,09 кг\ч, для котла ПТВМ-30М - 115, 53кг\ч. Расчет необходимого мазута для каждого вида котлов составит: котел ДКВР-20\13 -26,39 тонн мазута в сутки, для котла ПТВМ-30М - 33,64 тонн мазута в сутки. Резервного запаса топлива в размере 560 тонн при работе котла ДКВР-2013 хватит на 21 суток, при работе котла ПТВМ-30М на 16 суток, что достаточно для обеспечения теплом поселка. Котельный цех имеет технические возможности эксплуатировать один паровой или водогрейный котел на резервном топливе для обеспечения выполнения обязательств с ООО «Родник». Прокурором заявлены требования в интересах ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», что не соответствует положениям ст. 45 ГПК Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу зам. прокурора г. Краснокамска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Краснокамска в ходе проведения проверки по подготовке многоквартирных домов, расположенных на территории Краснокамского муниципального района к отопительному сезону в 2016-2017гг., установлено, что в п. Майский Майского сельского поселения организовано централизованное теплоснабжение, в том числе многоквартирных жилых домов и объектов социального назначения. Обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение возложена на ООО «Свинокомплекс Пермский», которое является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии путем нагрева воды и подачи ее по тепловым трассам.
28.10.2015г. между ООО «Свинокомплекс Пермский» и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» заключен договор на поставку газа № **.
Основным видом топлива для выработки тепловой энергии котельным цехом ответчика является природный газ, поставляемый ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» в рамках указанного выше договора. Резервным топливом для выработка тепловой энергии является мазут (M 100).
Из информации ООО «Свинокомплекс Пермский», представленной в прокуратуру г.Краснокамска, следует, что запас резервного топлива составляет 560 тонн. Данного объема топлива при ограничении газопотребления хватит на бесперебойную работу всего котельного цеха (производство и поселок) в течение трех суток при среднесуточной температуре наружного воздуха - 15 градусов С. Планируемый объем резервного топлива необходимого для бесперебойной работы котельного цеха при ограничении газопотребления составляет 2001 тонна. В отопительный период 2016-2017 гг. общество будет дополнительно закупать недостающий объем мазута М-100, с целью обеспечения работы котельной на резервном топливе не менее 10 суток.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Свинокомплекс Пермский» на начало отопительного периода имеет запас резервного топлива в размере 560 тонн.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 21.07.2016г. на ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» возложена обязанность обеспечить подачу газа на котельную ООО «Свинокомплекс Пермский» в размере не ниже 20,91 % от месячного договорного объема газа и фактического месячного объема газа, предусмотренного договором поставки газа № ** от 28.10.2015 (с учетом всех дополнительных соглашений) для обеспечения выработки, распределения и отпуска тепловой энергии бесперебойно для обеспечения горячего водоснабжения круглосуточно в жилищный фонд и объекты социальной сферы п. Майский Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края.
По информации ООО «Газпром Межрегионгаз Пермь» ООО «Свинокомплекс Пермский» уклоняется от оплаты газа, не погашает задолженность в размере более чем ** млн. рублей, по состоянию на 24.10.2016г. Это является основанием для введения ограничения (прекращения) поставки газа данной организации.
Согласно расчету ННЗТ (неснижаемый нормативный запас топлива), утвержденного директором ООО «Свинокомплекс Пермский» от 14.07.2015г., размера ННЗТ определяется по максимальному суточному расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Для организации, эксплуатирующей отопительные (производственно-отопительные) котельные на газовом топливе с резервным топливом, в состав ННЗТ включается количество резервного топлива, необходимого для замещения (Взам) газового топлива в периоды сокращения его подачи газоснабжающими организациями. В виду того, что на ООО «Свинокомплекс Пермский» не предусмотрено оборудование (емкость) для хранения мазута на тридцати суточный срок Взам не рассчитывается, и соответственно, общий нормативный запас топлива равен неснижаемому нормативному запасу топлива и составляет 2001,591 тонн мазута на 10 суток.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года №317 (пп. 2,27,49), п.п.11 ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении», ч.4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354, пп.4.1.1.,11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. № 115, пп.2,10, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 г. № 377, п.4.5.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2008г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации».
Поскольку объем резервного топлива в котельной составляет 560 тонн, что ниже норматива в 2001 тонну, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанности по подготовке необходимого объема резервного топлива, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, основанием для отмены решения суда не являются.
В силу положений пп. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжаюшие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно пунктам 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому. Основаниями для корректировки нормативов запасов топлива являются изменения программы выработки тепловой энергии или смена вида топлива, реализация мероприятий по реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, приводящих к изменению объема выработки тепловой энергии (мощности).
Пунктом 10 указанного выше Порядка для котельных, работающих на газе, ННЗТ устанавливается по резервному топливу.
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному, плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
Расчет объема НЭЗТ не производится, так как для организаций, эксплуатирующих отопительные (производственно-отопительные) котельные на газовом топливе с резервным топливом, в состав НЭЗТ включается количество резервного топлива, необходимого для замещения газового топлива в периоды сокращения его подачи газоснабжающими организациями. Ввиду того, что на предприятии не предусмотрено оборудование (емкости) для хранения мазута на 30-ти суточный срок, показатель не рассчитывается, и соответственно, общий нормативный запас топлива приравнен к неснижаемому нормативному запасу топлива.
Неснижаемый запас топлива создается в целях обеспечения работы котельных в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива, резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпания нормативного эксплуатационного запаса топлива, эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельной.
Достоверных, бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих совершение ответчиком всех необходимых действий по подготовке необходимого запаса резервного топлива при ограничении газопотребления для бесперебойной работы всего котельного цеха, суду первой инстанции представлено не было.
Представленный в апелляционной жалобе расчет необходимого запаса резервного топлива, не соответствует нормативу, утвержденному руководителем организации 14.07.2015г., а также информации, представленной ответчиком в прокуратуру г. Краснокамска 10.10.2016г., в связи с чем судебной коллегией во внимание принят быть не может.
Снижение, установленного нормативного запаса топлива, не обеспечит защиту прав как жителей многоквартирных домов п. Майский, так и самого общества, поскольку тепловая энергия от котельной поступает не только потребителям, тепловой энергией обеспечивается обогрев собственных производственных помещений ответчика.
Доводы жалобы о том, что прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в интересах ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» являются надуманными, какими-либо доказательствами не подтверждены.
В силу положений ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе был обратиться в суд с настоящим иском в интересах жителей муниципального образования.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены в совокупности, должным образом мотивированы, оснований для их переоценки не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 02 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Свинокомплекс Пермский» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи