Дело № 2-5195/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2016 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Забировой З.Т.
при секретаре Кутейниковой Е.В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий фонда социального страхования РФ, взыскании страховых выплат по возмещению вреда, причиненного увечьем,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконными действия государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российского Федерации, выразившиеся в отказе в признании в качестве страхового случая несчастного случая с истцом, взыскании с ответчика единовременной страховой выплаты в размере <данные изъяты>, ежемесячной страховой выплаты в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ., обязании выплачивать суммы по ДД.ММ.ГГГГ., мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работал выхтовым методом в ООО «СКГ Бурение» в должности помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ 5 разряда, ДД.ММ.ГГГГ., находясь на вахте на рабочем месте - Вынгапуровском месторождении ЯНАО в <данные изъяты> час. открыв дверь жилого вагона вышел на лестничную площадку, взявшись за перила лестницы руками начал спускаться, но оступившись упал, ударившись нижней частью позвоночника о ступени лестницы, после чего был госпитализирован. Согласно выписного эпикриза № поставлен диагноз: ПСМТ от ДД.ММ.ГГГГ вследствие закрытых компрессионных стабильных не осложненных переломов <данные изъяты> позвонков <данные изъяты> степени, спондилолистеза <данные изъяты> позвонка впереди. Посттравматическая грыжа диска <данные изъяты> справа. Радикулопатия <данные изъяты> корешка справа. Заключением «Об экспертизе по проверке наступления несчастного случая № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ признало несчастный случай, произошедший с ним не страховым, т.к. произошел в нерабочее время, не при исполнении трудовых обязанностей, во время отдыха в жилом городке, однако при проверке несчастного случая ответчиком не учтены особенности трудовых отношений при вахтовом методе. Таким образом, само нахождение работника в вахтовом поселке в период междусменного отдыха прямо предусмотрено трудовым договором и является исполнением им данных трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просит взыскать расходы на приобретение послеоперационного бандажа, йодированной пленки, ортопедического гиперэкстензионного корсета, за прохождение компьютерной томографии позвоночника и приобретение грудно-поясничного крестцового корсета <данные изъяты> в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
Ответчик ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, представил отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать, заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в связи с невозможностью направить представителя в <адрес>.
С учетом мнения истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность обеспечить работников в период нахождения их на вахте жилыми помещениями.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанности работодателя вменено обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Часть 2 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации предписывает работодателю создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, путем исполнения возложенных на него трудовым законодательством обязанностей (ст. 22 ТК РФ).
В п. 2 ч. 6 ст. 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством: смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в районную инженерно технологическую службу - службы буровых работ помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин 5 разряда, ДД.ММ.ГГГГ переведен в Стрежевскую экспедицию ООО «СГК-Бурение» в должности помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения, что подтверждается трудовой книжкой ВТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СГК-Бурение» /Работодатель/ и ФИО1 /Работник/ заключен трудовой договор №, согласно которому работник обязуется лично выполнять трудовую функцию:
полное наименование профессии (должности) - помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, 5 разряда;
наименование структурного подразделения - Служба буровых работ. Районная инженерно-технологическая служба;
место работы - работник выполняет обязанности в обособленном структурном подразделении Стрежевская экспедиция ООО «СГК-Бурение», находящемся на объектах Общества. Рабочее место находится в районах, приравненных к районам Крайнего Севера;
характер работы - вахтовый метод;
условия труда - 3 класс - вредные условия труда: 3 степень 3 класса (3.3);
пункт сбора - <адрес> /п.1 Договора/.
Из п.3.2.5 Договора следует, что работник имеет право на обязательное социальное страхование, предусмотренное действующим законодательством.
Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. на период выполнения работ на месторождениях, в связи с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» и ООО «СГК-Бурение».
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве 19.01.причиной несчастного случая - помощник бурильщика ЭРБ ФИО1 в личной неосторожности при движении по лестнице подъема в жилой вагон (поскользнулся на ступенях лестницы и упал ударившись нижней частью спины о ступень лестницы), тем самым нарушил требования п.2.11 Инструкции по охране труда при движении по территории и производственным объектам, утв. Директором Стрежевского филиала ООО «СГК-Бурение» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно медицинскому заключению, выданному ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 получил тяжелую травму позвоночника - <данные изъяты> Закрытый, компрессионный, не осложненный перелом тел <данные изъяты> позвонков <данные изъяты> степени».
Алкоголь у пострадавшего ФИО1 не обнаружен.
Согласно выписных эпикриз поставлены диагнозы: ПСМТ от ДД.ММ.ГГГГ вследствие закрытых компрессионных стабильных не осложненных переломов <данные изъяты> позвонков <данные изъяты> степени, спондилолистеза L4 позвонка впереди. Посттравматическая грыжа диска <данные изъяты> справа. Радикулопатия <данные изъяты> корешка справа.
Из справки серии №, выданной Бюро № филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» степень утраты профессиональной трудоспособности ФИО1 составляет <данные изъяты> в связи с несчастным случаем на производстве от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению ГУ - Московского регионального отделения ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № несчастный случай с ФИО1 произошел не в рабочее время, не при исполнении трудовых обязанностей, во время отдыха в жилом городке.
В статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определено понятие несчастного случая, согласно которому несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 марта 2011 г. "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при рассмотрении иска о признании несчастного случая связанным с производством или профессиональным заболеванием необходимо учитывать, что вопрос об установлении причинно-следственной связи между получением увечья либо иным повреждением здоровья или заболеванием и употреблением алкоголя (наркотических, психотропных и других веществ) подлежит разрешению судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела и имеющихся по нему доказательств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать, указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть третья статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 (приложение N 2), расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), если указанные события произошли на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для учета несчастного случая, как произошедшего на производстве, необходимо, чтобы травма была получена работником на территории организации в рабочее время (включая установленные перерывы), либо во время следования работника на работу или с работы на транспортном средстве, предоставляемом работодателем либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях.
Таким образом, учитывая, что травма позвоночника ФИО1 имела место при осуществлении последним действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем на территории работодателя во время осуществления им трудовых обязанностей, суд приходит к выводу о квалификации случившегося как несчастного случая на производстве.
Определяя размер единовременной страховой выплаты, суд, руководствуясь п. 1 ст. 11 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 14.12.2015 №363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» составляет <данные изъяты>, считает определить к взысканию единовременной страховой выплаты в размере 46 104,97 рублей с ГУ- Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
При определении размера подлежащей взысканию в пользу истца ежемесячной страховой выплаты суд руководствуется положениями пунктов 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которым размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Средний месячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Согласно справке о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ заработок ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>, соответственно среднемесячный заработок истца составил <данные изъяты>
При таких обстоятельствах ежемесячная страховая выплата, исходя из <данные изъяты> утраты профессиональной трудоспособности составляет <данные изъяты>
Из постановления Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты>
С учетом индексации с ответчика подлежит взысканию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная страховая выплата в размере 20 <данные изъяты>
Статья 12 Гражданского кодекса РФ закрепляет в качестве защиты гражданских прав денежную компенсацию морального вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания.
Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая фактические обстоятельства установленные при рассмотрении дела суд считает взыскать с ГУ - Московского регионального отделения ФСС компенсацию морального вреда в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты>
Согласно статье 184 Трудового кодекса РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ одним из принципов обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является полнота возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Федеральным законом случаях, включая расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (пункт 1 статьи 1).
Причиненный истцу материальный ущерб в виде расходов на приобретение изделий медицинского назначения подлежит взысканию с ответчика в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 184, 189, 227. 229 ТК РФ, 12, 151, 1101 ГК РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст.ст.56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к государственному учреждению Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий фонда социального страхования РФ, взыскании страховых выплат по возмещению вреда, причиненного увечьем - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российского Федерации, выразившиеся в отказе в признании в качестве страхового случая несчастного случая, происшедшего с работником ФИО1.
Взыскать с государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российского Федерации в пользу ФИО1 единовременную страховую выплату в размере <данные изъяты>
Взыскать с государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российского Федерации в пользу ФИО1 ежемесячную страховую выплату в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российского Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Взыскать с государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российского Федерации в пользу ФИО1 расходы на приобретение послеоперационного бандажа, йодированной пленки, ортопедического гиперэкстензионного корсета, за прохождение компьютерной томографии позвоночника и приобретение грудно-поясничного крестцового корсета <данные изъяты> в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья З.Т.Забирова