РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.02.2016 Сысертский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Кузнецовой О.В., представителя ответчика Управления образования Администрации Сысертского городского округа Емельяновой А.В., представителя ответчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №12» Стихиной О.Г., при секретаре Остроуховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-394/2016 по исковому заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Сысертского городского округа, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №12» о возложении обязанности установить систему видео-наблюдения в здании образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению образования Администрации Сысертского городского округа, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №2», переименованному в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №12» (далее по тексту – МАОУ «НОШ №12») о возложении обязанности установить систему видео-наблюдения в здании образовательного учреждения.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних и противодействии терроризму в общеобразовательном учреждении выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения для технического контроля обстановки. На образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников. В то же время, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью также и органов местного самоуправления. Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время общеобразовательное учреждение такой системой не оснащено, осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В соответствии с части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор просил обязать Управление образования Администрации Сысертского городского округа и МАОУ «НОШ № 12» выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить систему видеонаблюдения в здании МАОУ «НОШ № 12» в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу.
В судебном заседании помощник Сысертского межрайонного прокурора Кузнецова О.В., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления образования администрации Сысертского городского округа Емельянова А.В., представитель ответчика МАОУ «НОШ №12» Стихина О.Г. в судебном заседании исковые требования признали, суду пояснили, что ими проводится работа по установлению системы видеонаблюдения в здании МАОУ «НОШ № 12», ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в здании МАОУ «НОШ № 12», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица администрации Сысертского городского округа по неизвестным причинам, был извещен надлежащим образом.
С учетом мнения прокурора, представителя ответчика, и в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране прав несовершеннолетних и противодействии терроризму в МАОУ «НОШ № 12» выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Установление системы видеонаблюдения на территории образовательного учреждения необходимо для пресечения преступлений и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством' посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10 установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную
организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность
по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и
работников.
В то же время, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью также и органов местного самоуправления.
В силу пункта 7.1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района:
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В соответствии с п. 1.2. Устава МАОУ «НОШ № 12» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Согласно п. 1.5 Устава учредителем является Сысертский городской округ в лице Администрации Сысертского городского округа.
МАОУ «НОШ № 12» в соответствии с п. 1.6 Устава находится в ведомственном подчинении главного распорядителя бюджетных средств – Управления образования Администрации Сысертского городского округа.
Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время МАОУ «НОШ № 12» такой системой не оснащено, осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Таким образом, суд считает заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Сысертского городского округа, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа №12» о возложении обязанности установить систему видео-наблюдения в здании образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать Управление образования Администрации Сысертского городского округа, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 12» выполнить мероприятия по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, а именно: установить систему видеонаблюдения в здании муниципального автономного образовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 12» в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья Е.В. Бесова