Дело № 5-112/13
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Емва 04 апреля 2013 года
Мировой судья Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми Русакова Л.Н., (<АДРЕС>), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Иванова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Установил:
Ведущим специалистом - экспертом отдела по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми <ФИО2> (далее - специалист Охотуправления) установлено, что <ДАТА> года в 14 часов 30 минут генеральный директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - Общество) Иванов <ФИО1> не обеспечил данных зимнего маршрутного учета в 2011 году, чем нарушил требования абзаца 3 статьи 14 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), согласно которому пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также допустил отсутствие сведений о проведении биотехнических мероприятий, чем нарушил требования части 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), согласно которой проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В этой связи <ДАТА> года специалистом Охотуправления <ФИО2> в отношении должностного лица - генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Иванова Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8. 37 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.
Судебное заседание по настоящему уголовному делу первоначально назначено на 20.02.2013 года, проведено с участием генерального директора Общества Иванова <ФИО1>, являющегося одновременно его учредителем, и с участием должностного лица, составившего протокол - <ФИО2> В связи с необходимостью представления сторонами и запроса судом доказательств судебное заседание отложено. В последующие судебные заседания 04.03.2013, 19.03.2013, 04.04.2013 года Иванов Е.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии с положениями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство.
В судебном заседании 20.02.2013 года Иванов Е.А. выразил несогласие с правонарушением, заявив, что сведения о зимнем маршрутном учете объектов животного мира в 2011 году им как руководителем ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в Охотуправление Минприроды Республики Коми представлены до 28.02.2012 года, однако подтверждающих документов не имеет, биотехнические мероприятия на территории охотничьих угодий, используемых обществом, проведены, в частности организованы солонцы. Предъявить паспорты на организованные солонцы не имеет возможности, поскольку они, включая иные документы о деятельности Общества, хранились в доме егеря на территории охотничьих угодий и сгорели в декабре 2011 года во время пожара, поэтому представить их суду он не имеет возможности.
В возражение на доводы Иванова Е.А. специалист охотуправления <ФИО2> пояснил, что в период времени <НОМЕР> года им проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего пользование объектами животного мира, в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». По результатам проверки им констатировано отсутствие данных зимнего маршрутного учета в 2011 году, так как указанные документы представлены Ивановым Е.А. в Охотуправление с нарушенным сроком, который установлен приказом Минприроды Республики Коми от 11.01.2011 года № 11 «О проведении зимнего маршрутного учета численности охотничьих ресурсов в 2011 году на территории охотничьих угодий Республики Коми». Документы о проведении биотехнических мероприятий на территории используемых Обществом охотничьих угодий ему при проведении проверки не представлены, в связи с чем он констатировал их непроведение. Достоверными данными об организации солонцов на территории угодий Общества он не располагает, так как в зимнее время их осмотр затруднен ввиду погодных условий.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании договора от 27.01.2004 года № 11, заключенного между Минпророды Республики Коми и ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - Договор) в лице его генерального директора Иванова Е.А., последнему предоставлена в пользование территория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.
Согласно пункту 2.4 Договора на Общество возложены обязанности по осуществлению учета и оценке состояния используемых охотничьих животных, оценке состояния среды их обитания, проведению в установленном порядке необходимых мероприятий, обеспечивающих восстановление, охрану и воспроизводство объектов животного мира и охрану окружающей среды на переданной в пользование территории.
В соответствии с пунктами 12.3.1, 12.3.5 Устава ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», утвержденного решением единственного участника Иванова Е.А. 25.11.2008 года, руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор, который является исполнительным органом Общества, действующий от его имени без доверенности, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия которого определены в разделе 9 и 12.3 Устава.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
На основании решения единственного участника Общества от 25.11.2008 года с указанной даты генеральным директором Общества назначен Иванов <ФИО1>.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона № 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
Статьей 14 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (абзац 3 статьи 14 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 № 120, специально уполномоченным государственным органом, реализующим указанные функции, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Минприроды Республики Коми).
В целях обеспечения охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, сохранения среды их обитания, ведения государственного учета и мониторинга охотничьих ресурсов на территории Республики Коми Минприроды Республики Коми издан приказ от 11.01.2011 года № 1 «О проведении зимнего маршрутного учета численности охотничьих ресурсов в 2011 году на территории охотничьих угодий Республики Коми» (далее - Приказ).
Судом установлено, что Приказ регламентирует лишь действия структурных подразделений Министерства и его должностных лиц, связанные с организацией работ по проведению ежегодного учета объектов животного мира и среды их обитания. Согласно подпункту «г» пункта 5 Приказа ведущим специалистам - экспертам отдела государственного контроля и надзора за использованием объектов животного мира надлежит обеспечить проверку представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями материалов зимнего маршрутного учета и последующее их направление в отдел кадастра, мониторинга и учета объектов животного мира к 3 марта 2011 года.
Вместе с тем, каких-либо норм, устанавливающих обязанность пользователей объектами животного мира (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) представить соответствующие материалы специалистам Охотуправления или иным должностным лицам Министерства данный приказ не содержит. Иных правовых документов, возлагающих на пользователей объектами животного мира исполнение рассматриваемой обязанности к какому-либо определенному сроку суду не представлено.
Согласно ответу Минприроды Республики Коми на запрос суда ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» представило в Министерство материалы зимнего маршрутного учета позже 3 марта 2011 года.
Принимая во внимание, что действующее законодательство, включая рассматриваемый Приказ Минприроды Республики Коми, не содержит каких-либо норм, устанавливающих конкретный срок представления пользователями объектов животного мира - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - материалов зимнего маршрутного учета в 2011 году в Министерство, представление их генеральным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Ивановым Е.А. за пределами срока 03 марта 2011 года не может оцениваться как нарушение положений абзаца 3 статьи 14 Федерального закона № 52-ФЗ и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
По факту нарушения генеральным директором Общества Ивановым Е.А. требований части 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, устанавливающей обязанность обеспечения биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, судом установлено следующее.
Виды и состав биотехнических мероприятий и порядок их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов утверждены приказом Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010 № 560, согласно пункту 5 которого проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно, в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства в охотничьих угодьях.
Из показаний, данных в суде Ивановым Е.А., следует, что документы внутрихозяйственного охотустройства Общества сгорели при пожаре в доме егеря в декабре 2011 года. Специалист Охотуправления <ФИО2> показал суду, что подтверждает факт пожара, однако по поводу наличия или отсутствия документов, определяющих виды и состав проводимых Обществом биотехнических мероприятий пояснить что-либо определенно не может, поскольку при проверке они не предъявлялись.
Вместе с тем Иванов Е.А. сообщил суду, что им на территории охотничьего угодья организована подкормка охотничьих ресурсов в виде устройства солонцов.
Пунктом 2.2 приказа Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010 № 560 подкормка охотничьих ресурсов определена в качестве одного из видов биотехнических мероприятий.
Специалист Охотуправления <ФИО2> пояснил суду, что фактическое наличие на территории используемых Обществом охотничьих угодий солонцов им не проверялось, вывод об отсутствии сведений о биотехнических мероприятиях сделан им по результатам проверки <НОМЕР> года в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Согласно ответу Минприроды Республики Коми на запрос суда сведениями об организации в 2011 году биотехнических мероприятий на территории, находящейся в пользовании ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», Министерство не располагает, так как отчетов об их проведении от Общества не поступало.
При оценке изложенных доводов судом принимаются во внимание положения статьи 1.5 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Часть 2 статьи 47 Федерального закона № 209-ФЗ предусматривает обязанность проведения биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При констатации неисполнения приведенного требования закона генеральным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Ивановым Е.А. специалист Охотуправления руководствовался лишь непредставлением сведений об их проведении в ходе проведенной в декабре 2012 года проверки. Вместе с тем, из показаний Иванова Е.А., данных в суде, следует, что документы, содержащие соответствующие сведения, уничтожены при пожаре в декабре 2011 года. Факт пожара сомнения у участников процесса не вызывает. Однако само по себе отсутствие сведений (документов), подтверждающих проведение биотехнических мероприятий, не свидетельствует об их непроведении. Фактическое наличие или отсутствие мест подкормок охотничьих ресурсов на территории используемых Обществом охотничьих угодий Охотуправлением не проверено. Минприроды Республики Коми сведениями о проведении биотехнических мероприятий Обществом не располагает. Проверить их фактическое проведение в период рассмотрения настоящего дела судом не представляется возможным ввиду погодных условий, обусловленных временем года.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд приходит к выводу о недостаточности доказательств нарушений ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» требований части 2 статьи 47 Федерального закона № 209-ФЗ, предусматривающей обязанность проведения биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях.
В связи с изложенным, исследовав представленные суду доказательства, которые оценены судом в совокупности на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в соответствии с требованиями статьи 26.11. КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Иванова Е.А. состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях должностного лица - генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Иванова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, состава указанного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.
Мировой судья Л.Н.Русакова