дело № 3-4/2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Майкоп 16 апреля 2015 года
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Панеш Ж.К.,
при секретаре судебного заседания Гречиной Е.С.,
с участием представителя заявителя Бакира Н. по доверенности Пономарева Г.И.,
представителя заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея по доверенности Джамирзе Ф.Ш.,
представителя заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжева Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бакира Нартха об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка равным его рыночной,
установил:
Бакир О.Р. и Бакир Н. обратились в суд с заявлением об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики и иного специального назначения - для строительства комплекса дорожного сервиса, расположенного в ФИО1 Адыгея, <адрес>, на автомагистрали <данные изъяты>, в размере ее рыночной стоимости по состоянию на момент внесения сведений о его кадастровой стоимости с последующими изменениями кадастровой стоимости.
По мнению истцов, более высокая кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к неправомерному начислению земельного налога, что нарушает их права как налогоплательщиков.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ производство по заявлению Бакира О.Р. об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка равным его рыночной прекращено в связи с отказам заявителя от заявленных требований по причине отчуждения спорного участка в собственность Бакира Н.
В ходе судебного заседания представитель заявителя Бакира Н. по доверенности Пономарев Г.И. поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея по доверенности Джамирзе Ф.Ш. возражала против удовлетворения заявленных требований на том основании, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея не является заинтересованным лицом по делу, поскольку осуществляет лишь функцию регистратора, и каких-либо прав данного органа заявленные требования не затрагивают.
Представитель заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжев Х.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Администрация муниципального образования «Теучежский район» Республики Адыгея, надлежащим образом удовлетворенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит требования Бакира Н. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для строительства комплекса дорожного сервиса, расположенного в <адрес>, <адрес>, на автомагистрали <данные изъяты>», км <данные изъяты> м справа, в районе <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель специального назначения на территории Республики Адыгея» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей (л.д.41, л.д. 69) Данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 г., государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255 установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная оценочная экспертиза земельного участка, производство которой было поручено независимому оценщику ИП ФИО7
Согласно выводам экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 15 января 2010 года, составляет без учета НДС <данные изъяты> руб., по состоянию на 01 января 2014 года без учета НДС составляет <данные изъяты> рублей, на 01 декабря 2014 года, без учета НДС составляет <данные изъяты> руб.
На основании ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, возражений относительно результатов исследования и соответствия самого заключения требованиям законодательства об оценочной деятельности, не заявлено, экспертное заключение не оспорено, оснований ставить под сомнение представленное экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельного участка не имеется, поэтому суд принимает его в качестве допустимого доказательства по делу.
Исходя из того, что права и обязанности Бакира Н. напрямую зависят от кадастровой стоимости земельного участка, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, заявитель имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости.
Установление измененной кадастровой стоимости земельного участка не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом фактических обстоятельств дела, исходя из положений приведенных выше норм закона, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:06:25:00002:120, площадью 17 973 кв.м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, и иного специального назначения - для строительства комплекса дорожного сервиса, расположенного в <адрес>, <адрес>, на автомагистрали <данные изъяты>», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Адыгея
решил:
заявление Бакира Нартха об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка равным его рыночной удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики,, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения - для строительства комплекса дорожного сервиса, расположенного в <адрес>, на автомагистрали <данные изъяты>», км <данные изъяты> справа, в районе
<адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для строительства комплекса дорожного сервиса, расположенного в <адрес>, на автомагистрали <данные изъяты> км <данные изъяты> м справа, в районе х<адрес>, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В удовлетворении требований заявителя об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной стоимости по состоянию на момент внесения сведений о его кадастровой стоимости с последующими изменениями кадастровой стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.К. Панеш