Решение по делу № 33-5009/2013 от 12.09.2013

Судья Баудер Е.В. Дело № 33-5009/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.,

судей Ушаковой Л.В, Смирновой Н.И.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

с участием прокурора Синьчугова Е.М,

рассмотрела в судебном заседании 23 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17 июля 2013 года, по которому

исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворены;

признаны незаконными отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» от 13.01.2013 в предоставлении Федосеевой А.И. мер социальной поддержки, отказ ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» от 13.01.2013 в предоставлении Федосееву Н.И. мер социальной поддержки;

признано за Федосеевой А.И., Федосеевым Н.И. право на меры социальной поддержки, предусмотренные абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», ч. 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с момента обращения в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района».

Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., объяснения Федосеевой А.И, Федосеева Н.И, представителя Федосеевой А.И. Максименко В.А., заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сыктывдинского района в интересах Федосеевой А.И, Федосеева Н.И. обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» с вышеизложенными требованиями.

В обоснование иска указал, что Федосеев Н.И. и Федосеева А.И, как педагогические работники, пользовались правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения при проживании в сельской местности ... области. При переезде на постоянное место жительства в Республику ... каждому из них было отказано в предоставлении данной социальной льготы ввиду того, что педагогическая деятельность осуществлялась в другом регионе Российской Федерации, считает данный отказ незаконным.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленный иск.

Истцы Федосеева А.И, Федосеев Н.И, представитель Федосеевой А.И. Максименко В.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представители ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» не согласились с иском, считая требования необоснованными и подлежащими отклонению.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», считая, что истцам, как пенсионерам-педагогам, не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, поскольку согласно статьи 55 Федерального закона «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением имеют только работающие в сельской местности педагогические работники. В свою очередь, законодательство Республики Коми также не распространяется на истцов в связи с тем, что они не относятся к категории пенсионеров-педагогов государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, истцы Федосеев Н.И, <Дата обезличена> рождения и Федосеева А.И, <Дата обезличена> рождения, работали педагогическими работниками в ..., Федосеев Н.И.- с 1969 года по 2007 год, Федосеева А.И. – с 1968 года по 2009 год. В 1996 году каждому из истцов назначена пенсия по выслуге лет, в 2012 году Федосеев Н.И. и Федосеева А.И. переехали на постоянное место жительства из ... края в Республику ..., <Адрес обезличен>. Федосееву Н.И. назначена пенсия по старости с 01.01.2013 года, Федосеевой А.И. – с 01.12.2012 года.

Согласно справки отдела по ... Федосеева А.И., как педагогический работник, до 01.01.2010 года являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1992 года «Об образовании», Федосеев Н.И. пользовался данными льготами как член семьи Федосеевой А.И. С 01.01.2010 года на основании заявления Федосеевой А.И. (по выбору заявителя) ей стали предоставляться меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом ... области от 02.10.2000 года №1147-167 «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж». В свою очередь, Федосеев Н.И. с 01.01.2010 года (по выбору заявителя) стал пользоваться мерами социальной поддержки по льготной категории «Пенсионеры с большим страховым стажем» на основании вышеприведенного Закона №1147-167(по выбору заявителя). Исходя из справок по выплатным делам каждого из истцов ежемесячная денежная компенсация по оплате ЖКУ производилась обоим включительно до переезда в Республику Коми.

С письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг каждый из истцов обратился в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» 25.12.2012 года.

Решениями Центра от 13.01.2013 года в выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, истцам отказано.

Основанием к отказу явилось то, что Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» распространяется на педагогов, работавших и проживающих в Республике Коми, под данную категорию лиц истцы не подпадают.

Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии у истцов права на предоставление мер социальной поддержки, связал данное право с тем, что действующее законодательство не допускает установление субъектами таких условий или порядка, которые создают препятствия или делают невозможным реализацию пенсионерами указанной категории льгот, установленных нормами федерального законодательства, либо снижают уровень указанных социальных гарантий.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, основанном на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, правильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.

Статьей 39 Конституции РФ регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам, бывшим педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, порядок их сохранения при переезде указанных лиц в пределах единого союзного государства на постоянное жительство в другой сельский (поселковый) населенный пункт урегулирован разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая1985 года № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", согласно пункту 2 которого, право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами. Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июня 1975 года № 10/16 "О порядке применения подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" и пункта 15 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года № 82 "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы".

Положения указанных актов, касающихся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ № 3266 от 10 июля 1992 года «Об образовании».

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к истцам, относящимся к данной категории лиц, того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров.

Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора. Установленные меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах, право истцов на предоставление мер социальной поддержки, возникшее у каждого из них на основании Закона РФ «Об образовании» и используемое ими при проживании в сельской местности ... края не может быть прекращено при переезде на постоянное место жительства в сельскую местность Республики ....

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и постановил решение, соответствующее нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-5009/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.09.2013Судебное заседание
07.10.2013Дело сдано в канцелярию
07.10.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее