Решение по делу № 2-2815/2018 ~ М-2568/2018 от 18.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года ....

Иркутский районный суд в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Юровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» об обязании установить квоты для приема на работу инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» об обязании установить квоты для приема на работу инвалидов, указав в обоснование требований, что Иркутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения ФКУ «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» требований законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что ФКУ ИК-19 не выполняет обязанность по установлению квоты для приема на работу инвалидов.

ФКУ ИК-19 является юридическим лицом — некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме является федеральным казённым учреждением и имеет статус исправительного учреждения, основной целью которого является исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несёт связанные с этой деятельностью обязанности (п. п. 1.1-1.6 Устава ФКУ ИК-19).

Согласно форме № П-4 за май 2018 г., представленной ФКУ ИК-19 во исполнение приказа Росстата от **/**/**** N 566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников», среднесписочная численность работников составляет более 35 и более 100 человек.

По данным ФКУ ИК-19 в учреждении локальный нормативный акт (приказ) об установлении квоты для приёма на работу инвалидов не издавался.

Из информации Областного государственного казённого учреждения Центр занятости населения .... следует, что ФКУ ИК-19 информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах, выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, не предоставляет.

Просит: обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ....» установить квоты для приёма на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

В судебном заседании помощник Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях А.Р.Р. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Р.С.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, указав, что в силу специфики работы в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, персонал учреждения делится на сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания, и рабочих и служащих учреждения. Сотрудники УИС принимаются на работу начальником ГУФСИН России по ...., к ним предъявляются специальные требования относительно состояния здоровья.

Полагает, что численность работников для возникновения обязанности квотирования должна учитываться применительно к численности рабочих и служащих учреждения, к которым не применяются ограничения по состоянию здоровья, не имеющим специальных званий. Численность аттестованного состава учреждения- 207 человек, а гражданского персонала – 48 человек, следовательно, учреждение освобождается от установления квоты для приема на работу инвалидов.

Квотирование рабочих мест для инвалидов, исходя из численности всего персонала исправительного учреждения (как «аттестованных» лиц, так и рабочих и служащих) с учетом того, что лица, являющиеся инвалидами, могут быть трудоустроены только на вакансии рабочих и служащих в силу наличия у них стойких расстройств здоровья, существенно нарушает баланс между интересами социальной защиты инвалидов и надлежащего функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы, основной целью которого является содержание и исправление лиц, осужденных к лишению свободы, т.к. допускает превышение требуемого количества квотируемых рабочих мест над общим количеством вакансий рабочих и служащих.

Считает неосновательными доводы истца о том, что иск подлежит удовлетворению, поскольку обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов возлагается на все организации, независимо от их организационно-правовых форм, т.к. статус учреждений, связанный с исполнением наказания в виде лишения свободы, к организационно-правовым формам учреждений не относится, в связи с тем, что определяет их нахождение в уголовно-исполнительной системе - федеральной службе исполнения наказаний. Также учреждение ежемесячно предоставляет информацию в областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения городов и районов ...., по результатам которого установлено, что количество рабочих мест, подлежащих квотированию, составляет - 0 человек. Указанные Отчеты Центром занятости населения принимаются без замечаний.

Представители третьего лица ОГКУ Центр занятости населения .... К.С.Ю., Н.Н.А. в судебном заседании подержали исковые требования, полагали, что иск основан на положения закона и подлежит удовлетворению.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О занятости населения в РФ» граждане имеют право на выбор места работы путём прямого обращения к работодателю, или путём бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Частью 1 и 2 статьи 13 Закона РФ «О занятости населения в РФ» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приёма на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов и другие. Порядок проведения указанных специальных мероприятий определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов.

Статьей 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приёма на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона Иркутской области №27-оз от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приёма на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников.

Согласно ч. 3 названного Закона Иркутской области среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

На основании п. 7 «Методических рекомендаций по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Иркутской области», утверждённых приказом Министерства труда и занятости Иркутской области от 15.03.2017 N 18-мпр, среднесписочная численность работников для расчета размера квоты исчисляется работодателями в соответствии с требованиями, установленными законодательством к форме федерального статистического наблюдения «Сведения о численности и заработной плате работников».

Приказом Росстата от 01.09.2017 N 566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников» утверждена форма N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (приложение N 8).

Также, в силу ч. ч. 1 и 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.

Статьей 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на работодателей возложена обязанность в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения обязаны обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности при исполнении наказания, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, а также осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Судом установлено, что Иркутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения ФКУ «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии с письмом о предоставлении информации от **/**/**** на запрос прокурора Иркутской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях согласно статистической отчетности за май 2018 формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» средняя численность работников за отчетный месяц составила: работники из числа спецконтингента 289 человек, работники из числа гражданского персонала 41 человек, сотрудники, имеющие специальное звание 190 человек. Штатная численность по учреждению составляет 681 ед. Фактически трудоустроено 520 чел. Вакантных мест 161 ед., в том числе: работники из числа спецконтингента 137 ед., работники из числа гражданского персонала 7 ед., сотрудники, имеющие специальное звание 17 ед. Фактически трудоустроено 2 работника из числа спецконтингента с 3 группой инвалидности и 2 работника из числа спецконтингента со 2 группой инвалидности. Приказ об установлении квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников отсутствует.

Согласно информации ОГКУ Центр занятости населения Иркутского района от **/**/**** ФКУ «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ОГКУ ЦЗН Иркутского района не предоставляет.

Учитывая, что штатная численность работников ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области превышает 100 единиц, данное учреждение в силу приведенных норм действующего законодательства обязано соблюдать требования по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Наличие в штате ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области сотрудников УИС, не является основанием для освобождения учреждения от исполнения законных требований, в связи с чем суд не принимает приведенные доводы представителя ответчика.

В связи с вышеизложенным, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иркутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» об обязании установить квоты для приема на работу инвалидов – удовлетворить.

Обязать Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» установить квоты для приёма на работу инвалидов в установленном законом порядке.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

    Судья                                      О.П. Коткина

2-2815/2018 ~ М-2568/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Иркутской области
Другие
ОГКУ Центр занятости населения Иркутского р-на
Суд
Иркутский районный суд
Судья
Коткина О.П.
18.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2018[И] Передача материалов судье
19.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.11.2018[И] Предварительное судебное заседание
18.12.2018[И] Судебное заседание
31.01.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее