дело № 2-382/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2016 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего – судьи Капошко Д.Г.,
с участием представителя истца – адвоката Кошкина Д.В., действующего на основании ордера № 1 от 11.01.2016 года и удостоверения № 887,
при секретаре Петтай И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопатиной <О.Б.> к администрации г. Красноярска о признании права собственности на нежилое помещение <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Лопатина О.Б. обратилась в суд с указанным иском мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Внеочередным очным общим собранием собственников помещений указанного дома от 02.04.2014 года принято решение о предоставлении заявителю права на реконструкцию квартиры с оборудованием отдельного входа. Однако 28.09.2015 года управлением архитектуры администрации г. Красноярска заявителю отказано в переводе жилого помещения в нежилое в виду того, что Лопатиной О.Б. произведена реконструкция жилого помещения с оборудованием отдельного входа и крыльца без получения соответствующего разрешения. Ранее 10.04.2015 года управлением архитектуры администрации г. Красноярска также отказано в переводе жилого помещения в нежилое по мотиву того, что Лопатина О.Б. осуществила устройство дверного проема на месте оконного путем демонтажа подоконной части стены и монтажа крыльца входа без получения согласия всех собственников многоквартирного дома. Истец полагает, что в результате реконструкции права и интересы других граждан не нарушены, не создается угроза жизни и здоровью граждан. Ссылаясь на ст.22 ЖК РФ, ст.218 и ч.3 ст.222 ГК РФ, истец считает, что имеются основания для удовлетворения заявленного иска.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Кошкин Д.В., действующий на основании ордера № 1 от 11.01.2016 года и удостоверения № 887, требования поддержал в полном объеме, приведя в их обоснование доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика – администрации г. Красноярска, представители третьих лиц:, департамента градостроительства администрации г. Красноярска, управления архитектуры администрации г.Красноярска, <данные изъяты> администрации Кировского района г.Красноярска, <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены в установленном законом порядке. о причинах неявки не сообщили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили.
Представители управления Росреества по Красноярскому краю и управления архитектуры администрации г.Красноярска извещены надлежащим образом, ранее представили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, на основании ст.ст.167, 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства.
Заслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, исходя из следующего.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В силу ст.ст.218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Таким образом, самовольная постройка имеет место хотя бы в одном из трех следующих случаев: если постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей; если постройка создана без получения на это необходимых разрешений; постройка является самовольной, если допущено хотя бы одно из следующих нарушений: градостроительных норм и правил; строительных норм и правил (допущенное нарушение носит существенный характер).
В силу ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. В части 2 данной статьи приведен перечень документов, предоставляемых для осуществления перевода жилого помещения в нежилое.
В соответствии с ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получения разрешения на строительство, а также в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.
Согласно частей 1, 2 и 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. К заявлению о выдаче разрешения на строительство должно быть приложено, в том числе решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст.55 Градостроительного кодекса РФ по окончании строительства, реконструкции объекта следует обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов.
Исходя из положений п.п. 3-4 ч. 1 ст.36 ЖК РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.44 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
При этом ч.2 ст.40 ЖК РФ предусмотрено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Понятие реконструкции объекта капитального строительства закреплено в п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым под таковой понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из материалов дела следует, что истица Лопатина О.Б. является собственником квартиры <адрес> г. Красноярска общей площадью 94 кв. м. на первом этаже (л.д. 37).
Как следует из пояснений представителя истицы и представленных суду материалов Лопатина О.Б. осуществила в указанной квартире устройство дверного проема на месте оконного путем демонтажа подоконной части стены и смонтировала крыльцо за пределами квартиры на прилегающем земельном участке. Кроме того, истица расширила помещение санузла и демонтировала часть стены в области дверного проема внутри квартиры (л.д. 38-46, 57-67, 111).
Истцом получены положительные заключения по результатам обследования спорного помещения в ОАО "Красноярскгражданпроект", ООО "Комплексные системы безопасности", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае".
Стороной истца представлен суду протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> от 02.04.2014 года, проведенного в форме очного голосования, согласно которому все собственники помещений многоквартирного дома в количестве 147 человек единогласно проголосовали, дали свое согласие истице на перевод жилого помещения в нежилое и проведение его реконструкции путем устройства отдельного выхода из квартиры для использования в дальнейшем нежилого помещения по стоматологическую клинику (л.д. 51-56).
28.09.2015 года управлением архитектуры администрации г. Красноярска заявителю отказано в переводе жилого помещения в нежилое, в виду того, что истицей произведена реконструкция жилого помещения с оборудованием отдельного входа и крыльца без получения соответствующего разрешения на реконструкцию. Кроме того, ранее 10.04.2015 года управлением архитектуры администрации г. Красноярска также отказано в переводе жилого помещения в нежилое, по мотиву того, что реконструкция проведена без получения согласия всех собственников многоквартирного дома (л.д. 35-36, 69-70, 100- 101).
Суд считает, что произведенная истцом реконструкция жилого помещения в нежилое представляет собой устройство в несущей стене жилого дома вместо оконного проема дверного, а также обустройство крыльца на земельном участке, то есть сопряжено с уменьшением размера общего имущества в многоквартирном доме и изменением режима пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, исходя из смысла ст.ст.36, 40, 44 ЖК РФ, в таком случае необходимо получение согласия всех собственников помещений в доме.
Оценивая протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>, суд не принимает его в качестве надлежащего доказательства, поскольку суду не представлено приложение к данному протоколу в виде списка собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также реестра подписей собственников. Отсутствие вышеприведенных документов свидетельствует о недостоверности представленного протокола, указывающего, что 02.04.2014 года 147 участников голосования, то есть все без исключения собственники помещений многоквартирного дома собрались в одно время и в одном месте и единогласно проголосовали по всем поставленным вопросам повестки дня.
По этим же основанием суд не принимает как допустимое доказательство сообщение <данные изъяты> от 13.04.2016 года о том, что по вопросу реконструкции помещения истицы проводилось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, в результате которого дано согласие на реконструкцию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию помещения истицы.
Кроме того, из системного толкования п.п.1, 2, 3 ст.222 ГК РФ следует, что самовольный застройщик, при отсутствии права собственности или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и при отсутствии разрешения на строительство (реконструкцию), не приобретает право собственности на возведенный им объект.
На спорный объект капитального строительства должна быть разработана проектная документация, которая подлежит экспертной оценке. После чего до начала строительства (реконструкции) объекта должно быть получено разрешение на строительство (реконструкцию). После завершения строительства (реконструкции) объекта, последний подлежит вводу в эксплуатацию. Следовательно, получение разрешений, как на строительство (реконструкцию), так и на ввод в эксплуатацию, является обязательным.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Истица разработку проектной документации не осуществляла, ее экспертную оценку не заказывала, мер по получению разрешения на реконструкцию до начала проведения строительных работ не принимала, что следует из материалов дела и подтверждено представителем истицы в суде.
Таким образом, истица, минуя указанную административную процедуру, возвела спорный объект без исходно-разрешительной документации, то есть, самовольно, без получения разрешения на строительство (реконструкцию) и ввода его в эксплуатацию, тем самым грубо нарушив установленный публичный порядок осуществления строительства (реконструкции) объектов недвижимого имущества. При этом отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), а также акта ввода спорного объекта в эксплуатацию, не могут быть восполнены либо подменены отдельными заключениями ОАО "Красноярскгражданпроект", ООО "Комплексные системы безопасности", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" с учетом того, что данные заключения основаны лишь на визуальном осмотре спорного объекта недвижимости после его реконструкции в связи с чем, в иске следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Лопатиной <О.Б.> к администрации г.Красноярска о признании права собственности на нежилое помещение <адрес>– отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение суда в окончательной форме принято 16.05.2016 года.
Судья Д.Г. Капошко