Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ.
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пономаренко Д.Ф.
при секретаре Бадмаеве И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Железнодорожного <адрес> о восстановлении нарушенных жилищных прав,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что он ДД.ММ.ГГГГ был принят на квартучёт постановлением главы администрации Железнодорожного <адрес> Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № 1704. Из письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истец узнал, что на квартучёте он уже не состоит. В ч.2 ст.56 ЖК РФ определён ряд жилищных прав граждан, суть которых в следующем: решения о снятии граждан с квартучета должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на фактические обстоятельства; решения должны направляться (выдаваться) гражданам; граждане могут обжаловать такой документ в судебном порядке. Нарушение определённых в ч.2 ст.56 ЖК РФ жилищных прав истца усматривается в следующем. Из материалов переписки видно, что истец неоднократно просил ответчика: Разъяснить, с какой целью администрация Железнодорожного <адрес>а выслала ему не имеющую юридической силы копию документа внутреннего пользования, оформленного в виде «распоряжения» от ДД.ММ.ГГГГ № (см. п. 3.3. Перечня прилагаемых к заявлению документов); Если в администрации есть решение о снятии с квартучета ФИО1, удовлетворяющее требованиям ч.2 ст.56 ЖК РФ и абз.8 п.26 Правил Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1054, выслать ему надлежащую копию такого решения. Однако до ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления объяснять ФИО1 цель высылки ему «распоряжения» от ДД.ММ.ГГГГ № отказывался. При этом фактические обстоятельства, явившиеся основанием для снятия истца с квартучёта, никому не известны. Поэтому не исключено, что снятие истца с такого учёта вообще не имеет под собой законных оснований. Что касается утверждения ответчика, что «распоряжение» от ДД.ММ.ГГГГ № 683, якобы, и есть решение о снятии истца с квартучёта. Это утверждение, по мнению истца, несостоятельно по следующим причинам. По своему предмету «распоряжение» от ДД.ММ.ГГГГ № не является решением о снятии истца с квартирного учёта. Это видно из его названия. Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ снятие граждан с квартучёта может осуществляться только путем издания мотивированного решения на предмет снятия с квартирного учёта. Никакими другими актами снятие граждан с квартучёта осуществляться не может. Так, ЖК РФ предусматривает, что снятие граждан с квартучёта должно осуществляться изданием решения на предмет снятия с квартучёта, а не на предмет отмены решения о постановке на учёт.
На основании изложенного, ФИО1 просит суд: признать нарушенным его право на жильё, восстановить положение, существовавшее до нарушения его жилищных прав, гарантированных в ч.2 ст.56 ЖК РФ, и обязать ответчика восстановить его на квартирном учёте.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его личного участия.
Дело в отсутствие ФИО1 рассмотрено на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Администрации Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону – ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что ФИО1 был изначально поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья без законных к тому оснований, а потому подлежит снятию с квартучета.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 Постановлением Главы Администрации Железнодорожного <адрес> № от 28.11.2000г. принят на квартирный учет в список первоочередного предоставления жилых помещений военнослужащим, с составом семьи 3 человека, как планируемый к увольнению в 2002 году, на основании письма командира в/ч № от 04.09.2000г.
Постановлением Главы Администрации Железнодорожного района от 22.06.2005г. № ФИО1 был снят с квартирного учета и исключен из списка граждан, уволенных с военной службы.
Данное постановлением было обжаловано ФИО1 в судебном порядке и решением Железнодорожного районного суда <адрес> от 21.04.2006г. Постановление Главы Администрации Железнодорожного <адрес> от 22.06.2005г. № «О снятии с квартирного учета и исключении из списка граждан, уволенных в запас, ФИО1» признано недействительным со дня принятия.
Впоследствии главой Администрации Железнодорожного <адрес> от 12.12.2012г. было издано распоряжение № 683, которым было предписано сектору по учету и распределению жилой площади отменить часть пункта № постановления Главы Администрации Железнодорожного <адрес> № от 28.11.2000г., в части принятия на квартирный учет ФИО1 с семьей 3 человека. В качестве основания для принятия соответствующего решения, в тексте распоряжения указаны ссылки на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054.
В свою очередь, ФИО1 полагает распоряжение главы Администрации Железнодорожного <адрес> от 12.12.2012г. № незаконным как по форме, так и по содержанию просит суд: обязать ответчика восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищных прав и восстановить ответчика на квартирном учете.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно положениям ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в Форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по Договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N Э42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; решения жилищной проблемы; заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 названных Правил; выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по Жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
В данном случае, оценив доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что у Администрации Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону отсутствовали предусмотренные законом основания для издания распоряжения от 12.12.2012г. № об отмене части пункта № постановления Главы Администрации Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону № от 28.11.2000г., в части принятия на квартирный учет ФИО1 с семьей 3 человека.
Так, ФИО1 с составом семьи 3 человека, был принят на квартирный учет в список первоочередного предоставления жилых помещений военнослужащим, как планируемый к увольнению в 2002 году, еще в ноябре 2000 года. Впоследствии Администрацией Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону велась переписка как непосредственно с ФИО1, так и с органами военного управления с целью сбора документов, подтверждающих право заявителя на получение жилого помещения в качестве военнослужащего уволенного с военной службы.
В результате Главой Администрации Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону было принято постановление от 22.06.2005г. № 831, которым ФИО1 был снят с квартирного учета и исключен из списка граждан, уволенных с военной службы, по тому основанию, что он более трех лет не проходи перерегистрацию и не отвечает на запросы. Решением Железнодорожного районного суда г. Ростов-на-Дону от 21.04.2006г. данное постановлением было признано недействительным со дня принятия.
Принимая в настоящее время решение об отмене постановления № от 28.11.2000г., в части принятия на квартирный учет ФИО1 с семьей 3 человека, Администрация Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону ссылается на следующие основания: не поступлением по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего, письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Между тем, снятие гражданина с квартирного учета в 2012 году по мотиву не поступления по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего (в данном случае в ходатайстве был указан 2002 год), письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений – мо мнению суда является недопустимым. Так органу местного самоуправления уже в 2003 году было достоверно известно о не поступлении письменного ходатайства об оставлении ФИО1 в очереди на получение жилых помещений, однако, решение о снятии его с квартирного учета было принято по истечении более чем девяти лет.
Кроме того п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" предусмотрено право органа местного самоуправления запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.
Данным правом Администрация Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону, отменяя постановление о принятии ФИО1 на квартирный учет, воспользовалась не в полном объеме, в то время как именно на администрацию как, орган местного самоуправления и органы военного управления (войсковые части, военкоматы) постановлением Правительства РФ возложена обязанность по проверке достаточности и достоверности документов о конкретном лице, в то время как на лицо, уволенное с военной службы не может быть возложена публично-правовая обязанность по сверке таких сведений и периодическому направлению их в орган местного самоуправления.
Если орган местного самоуправления полагал, что в квартирном (учетом) деле не имеется полных и достоверных данных о заинтересованном в получении жилья гражданине, он были вправе запросить эти сведения в установленном порядке в органах военного управления, в том числе об увольнении ФИО1 с военной службы и об обеспечении его жилыми помещениями, в связи с прохождением военной службы.
Следует также отметить, что само по себе не укомплектование квартирно-учетного дела достаточными документами не является основанием для снятия гражданина с соответствующего учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется, помимо прочего, путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону восстановить ФИО1 в списках квартирного учета, как гражданина, уволенного с военной службы, с момента постановки на такой учет - с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Железнодорожного района г. Ростов-на-Дону восстановить ФИО1 в списках квартирного учета, как гражданина, уволенного с военной службы, с момента постановки на такой учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: