Решение по делу № 3а-37/2019 (3а-685/2018;) ~ М-741/2018 от 30.11.2018

                                     Дело № 3А-37/2019

120а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2019 года г. Красноярск                                                    

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-37/2019 по административному иску Шуринова Александра Михайловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Шуринов А.М. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 21 августа 2017 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 9 875 448 рублей 72 копейки.

По итогам независимой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045, выполненной ООО «Инвент» и представленной в отчете № 314 (учетный № ОЦ-314/7/11/18) от 26 ноября 2018 года, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 21 августа 2017 года составляет 1 953 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком, размер которой зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 в размере его рыночной стоимости – 1 953 000 рублей, определенной по состоянию на 21 августа 2017 года.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Богданчикова Е.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Административный истец Шуринов А.М., Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, администрация ЗАТО город Железногорск Красноярского края, муниципальное казенное учреждение «Управление имуществом, землепользования и землеустройства», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца Шуринова А.М., представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, администрации ЗАТО город Железногорск Красноярского края, муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства», своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 17 августа 2011 года № 3420-у земельный участок с кадастровым номером 24:58::2045, расположенный по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>, передан муниципальным казенным учреждением «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» Шуринову А.М. в аренду с 19 июля 2011 года по 18 июля 2021 года (л.д. 6-16).

По условиям договора аренды земельного участка административный истец обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.

Земельный участок с кадастровым номером 24:58::2045 общей площадью 7 979 кв.м отнесен к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение административного объекта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08 ноября 2018 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 по состоянию на 21 августа 2017 года составляет 9 875 448 рублей 72 копейки. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 21 августа 2017 года (л.д. 20).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 314 (учетный № ОЦ-314/7/11/18) от 26 ноября 2018 года, выполненный ООО «Инвент» (оценщик Карелин О.И.), в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 по состоянию на 21 августа 2017 года составляет 1 953 000 рублей (л.д. 22-82).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчета об оценке № 314 (учетный № ОЦ-314/7/11/18) от 26 ноября 2018 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 по состоянию на 21 августа 2017 года составляет 1 953 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, что имеет место в рассматриваемой ситуации, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 должна быть определена по состоянию на 21 августа 2017 года равной его рыночной в размере 1 953 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Шуринова А.М. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 30 ноября 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шуринова Александра Михайловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 953 000 рублей, определенной по состоянию на 21 августа 2017 года.

Датой обращения Шуринова Александра Михайловича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:58::2045 считать 30 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда             Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 18 января 2019 года.

3а-37/2019 (3а-685/2018;) ~ М-741/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шуринов А.М.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Альтман Ю.О.
Администрация ЗАТО г.Железногорск
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
30.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2019[Адм.] Судебное заседание
18.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2019[Адм.] Дело оформлено
13.03.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее