Дело № 2-1032/2016 26 июля 2016 года
Решение в мотивированном виде изготовлено 28.07.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Савина В.В.
при секретаре Чижонковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кронштадтского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга об обязании установить систему телевизионного видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кронштадтского района Санкт-Петербурга обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации к ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, указав, что прокуратурой Кронштадтского района Санкт-Петербурга в ходе мониторинга состояния антитеррористической защищенности образовательных организаций выявлено, что ответчиком не осуществляются мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, а именно отсутствует система технического контроля за обстановкой – видеонаблюдение.
Как указывает податель иска, отсутствие указанной системы способствует созданию негативных последствий в учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступления и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
По мнению истца к компетенции образовательной организации относиться, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Отсутствие у ответчика системы телевизионного видеонаблюдения, как по периметру, так и внутри организации, влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности и в случае совершения преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Ссылаясь на указанное, истец обратился с настоящим иском в суд и просил обязать ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга установить систему телевизионного видеонаблюдения, как по периметру, так и внутри организации по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Широкая, д. 20, в срок до 31.12.2016 года, а также взыскать государственную пошлины, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
В судебное заседание явился представитель истца Хипов В.Е., который иск поддержал, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Настаивал на сроке, указанном в иске – 31.12.2016 года.
Представитель ответчика Широкова С.Б., действующая на основании приказа от 08.07.2016 года №83/Д в судебное заседание явилась, исковые требования по праву не оспаривала. Представила отзыв, в котором ссылается, что в связи с отсутствием финансирования не имеет возможности выполнить требование истца в срок до 31.12.2016 года.
Представитель третьего лица – Казак Л.А., действующая на основании доверенности от 25.04.2016 года №01-41/1115/16-0-0, сроком на один год, поддержала позицию ответчика. Представила отзыв на иск, в котором считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Пояснила, что ответчиком частично исполнены требования истца, однако в связи с отсутствием финансирования, срок устранения выявленных нарушений должен быть установлен до 01.09.2017 года.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав позицию стороны ответчика, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 13 статьи 30 ФЗ от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Судом установлено, что в здании ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Широкая, д.20 отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией акта обследования состояния объекта и прилегающей территории на предмет технической и антитеррористической укрепленности (л.д.6), а также не оспаривается сторонами.
Действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения. В свою очередь, финансирование данного мероприятия должно осуществляться органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из пункта 7.1 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.102003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности малолетних воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Установление системы видеонаблюдения является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Согласно пункту 1.5 Устава (л.д.9-16) ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляют органы исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитет по образованию и администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Из приведенных норм права и положений Устава детского сада следует, что орган местного самоуправления - администрация Кронштадтского района СПб обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.
Как видно из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Доводы ответчика о том, что не имеется возможности исполнить решение суда в указанный в иске срок – до 31.12.2016 года, поскольку изменение и утверждение бюджета в части выделения денежных средств относится к исключительной компетенции администрации Кронштадтского района СПб, отклоняется судом, так как необходимость соблюдения процедуры внесения изменений в бюджет с целью выделения денежных средств для исполнения требований, предписаний не является обстоятельством, свидетельствующим о невозможности возложения на администрацию обязанности осуществлять финансирование.
Поскольку ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга является образовательной организацией, однако, в ней отсутствует система видеонаблюдения, суд приходит к выводу о возложении обязанности на образовательную организацию по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения.
Выполнение возложенных судом обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.
Доводы стороны ответчика фактически сводятся к несогласию с указанным истцом сроком для исполнения возложенной обязанности.
Судом принимается во внимание, что отсутствие системы видеонаблюдения в ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга было выявлено в ходе прокурорской проверки в феврале 2016 года, однако в добровольном порядке требования прокурора не исполнил, ссылаясь на отсутствие финансирования (л.д.7)
При этом суд принимает во внимание, что при удовлетворении требований, в первую очередь, за детьми признается право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья путем обеспечения определенных мер безопасности.
Сторона ответчика и третьего лица, возражая доводам прокурора Кронштадтского района СПб ссылались, что организацией частично исполнены требования закона и по периметру здания установлено 5 камер ГМЦ, а также о том, что в настоящее время подана заявка в администрацию Кронштадтского района СПб на организацию канала передачи данных в сегмент автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности СПб для доступа к ресурсам городской системы обеспечения безопасности жизнедеятельности СПб для просмотра и доступа к архивам с выводом информации на компьютер руководителя организации.
Судом такая позиция стороны ответчика и третьего лица оценивается критически, так как установленные по периметру здания камеры не отвечают требованиям закона по организации канала передачи данных в сегмент автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности СПб, в связи с чем имеющиеся камеры не могут считаться как надлежащим образом исполненные требования закона.
С учетом изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании представленных сторонами, оцененных судом в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, содержащихся в материалах дела доказательств.
Кроме того, с ГБДОУ ДС №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга в порядке части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации также следует взыскать в доход государства государственную пошлину в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №13 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░.20, ░ ░░░░ ░░ 31.12.2016 ░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №13 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░